Против упрощенства

Мих Беккер| опубликовано в номере №235, декабрь 1932
  • В закладки
  • Вставить в блог

Коллектив в изображении большинства - это безликая масса, управляемая дирижером - бригадиром.

«Смотрите, ребята, не подкачайте, - сказал Купреев. - Не подкачаем! - хором ответили комсомольцы». Хор в данном случае является маской, скрывающей живое лицо коллектива. Хор - это алгебраический знак, лишенный конкретного арифметического содержания.

Примером обезлички может служить и следующее место:

«Вечером, прямо с поля, потянулись одна за одной крылатые лобогрейки на участок первой бригады. Молодежь выехала с песнями, с веселым задором, в котором чувствовалось единство мысли и дела. Девчата затянули:

«Никто пути пройденного У нас не отберет» Лошади, и те чувствовали, что они идут брать еще один барьер, и первенство, взятое молодежной бригадой в косовице, сделать достоянием масс» (П. Косоротов, Молодежная бригада, изд. «Крестьянская газета», 1932 г.).

Опускаем анекдотическое сообщение о лошадях, которые выведены «энтузиастами социалистической стройки». Нас интересует в данном случае подход к молодежи как к чему - то сплошному, нестерпимо ровному и однообразному. Автор боится заглянуть в живое лицо ударников, показать их индивидуальное разнообразие. Но «единство в основном, коренном существенно не нарушается, а обеспечивается в подробностях, в местных особенностях, приемах подхода к делу, способах осуществления» (Ленин).

Комсомолом ведется борьба против уравниловки и обезличивающего подхода к живым людям по формуле «в общем и целом».

«Проблема, стоящая перед вами в деле возглавления и направления бурно растущей активности рабочей и колхозной молодежи, заключается, прежде всего, в том, чтобы уметь по - настоящему внимательно и конкретно руководить каждым отдельным комсомольцем, каждым отдельным ударником» («Комсомольская правда»). Художественная литература по этой линии может оказать комсомолу большую помощь. Она должна показывать индивидуальные особенности молодежи, помогая тем самым комсомолу руководить «каждым отдельным комсомольцем и ударником».

Вызывает возражения самая трактовка героизма. В представлении многих авторов герой - это человек не от мира сего, отрекающийся во имя социализма от всего земного.

«Однажды, когда Тесля проходил с базы к себе домой, его остановили ребята.

- Здорово, Сенька!

- Здорово.

- Гулять почему не приходишь? Дивчата, знаешь, и все такое прочее.

Тесля посмотрел на говорившего:

- Толк - то какой?»

(Свиридов).

Охотно верим, что Тесле, перегруженному общественной работой, порой не до гулянок. Но с каких это пор ударники записались в орден аскетов? Где и кем сказано, что ударник должен сделать «курьезное» лицо и отказаться от личных радостей? Александр Жаров однажды хорошо показал, к чему приводит такого рода аскетизм. «Комсомолист» Тимоша, отказывающийся от встреч с молодежью во имя «тезисов - докладов», отрывается в результате этого от масс и теряет свое влияние - влияние передового комсомольца - на беспартийную молодежь («Гармонь»).

Свиридов не одинок. Героизм трактуется многими под углом зрения пресловутой интеллигентской жертвенности. Именно так понимает ударничество растущий молодой поэт Яр. Смеляков:

«Веселые девушки мыло берут

И чемоданчики теребят,

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

О поэтическом словаре

Лаборатория творчества