«Происшествие» в воздухе

опубликовано в номере №825, октябрь 1961
  • В закладки
  • Вставить в блог

- Что случилось?.. Калинин, всегда охотно отвечающий на наши вопросы, на этот раз даже не поворачивает головы. Сосредоточенное лицо непроницаемо. Мы смотрим на приборный щиток, стараясь выяснить, что же произошло. Приборы ведут себя прилично. Крен, высота, скорость - все как будто в порядке... Снова спросили летчика, но ответа не получили. И только после приземления в Ростове-на-Дону наш пилот улыбнулся и сказал:

- Вот теперь готов отвечать на ваши вопросы...

- Что же случилось?

- Рация вышла из строя.

- Значит, летели без связи?

- Да. И тут мы услышали, что, когда на нашем самолете отказала рация, об этом стало известно по всей трассе. В эфире от аэропорта к аэропорту летело: «К вам идет «АН-14». Передаю «Пчелку». «Принял, принял», - неслось в ответ. И уже всем встречным само-летам: «Внимание, на встречном курсе «АН-14»...» Бережно, словно дорогую и хрупкую вещь, передавали аэропорты наш лишенный слуха и языка воздушный кораблик.

- А сейчас быстренько отремонтируем рацию, и можно продолжать путь, - закончил Калинин. - В Вешенскую полетим отсюда? Да, мы очень хотели слетать в гости к Михаилу Александровичу Шолохову. Но тут же, на аэродроме, выяснилось, что придется не лететь, а ехать.

- Михаил Александрович сегодня прилетел в Ростов, - сказали нам.

На воздушной столбовой дороге

После запомнившейся каждому из нас на всю жизнь встречи с Михаилом Александровичем Шолоховым мы взяли курс на Кавказ. Быстро движется по циферблату стрелка высотомера. 2 400 метров...

- Сколько же мы будем лезть вверх?

- Еще на сто метров поднимемся, - отвечает Калинин. - Но можем и гораздо выше. Потолок у нас солидный - пять с половиной километров... Каждому из нас не раз приходилось пролетать по трассе Краснодар - Адлер. Тем не менее нас не покидает ощущение новизны. Ведь «Пчелка» еще ни разу не летала над горами. Как поведет она себя в зоне интенсивных вертикально движущихся воздушных потоков? Своеобразное «боевое» крещение машины проходит спокойно, без всяких приключений. Словно в насмешку над нами, ожидавшими большой болтанки, «Пчелка» плывет над покрытыми зеленым ковром каменными горбами, над крутыми уступами и нагромождениями скал, как по тихой воде, не шелохнувшись. Самолет идет на снижение. Чем меньше высота, тем отчетливее извилистая лента прибоя, пенные дорожки за кормой глиссеров и морских велосипедов, утопающие в зелени корпуса санаториев и домов отдыха. Кажется, побережье превратилось в протянувшийся на сотни километров пляж. Высоко над нами и сбоку то и дело проходят мощные турбовинтовые «ИЛы», проплывают респектабельные родственники нашей «Пчелки» - стоместные красавцы «АН-10»...

- Движение, как на столбовой дороге, - шутливо замечает кто-то. - Только регулировщика не хватает... Внизу, пробившись с севера, тянутся по извилистой ленточке железнодорожного полотна скорые поезда, пришвартовываются к морским причалам белые пассажирские корабли. В Адлерском аэропорту, где нам пришлось сделать небольшую остановку перед броском в Грузию, мы познакомились с шахтером из Кузбасса, с камчатскими рыбаками, с колхозниками из Новгородской Области... Они радовались предстоящему отдыху, восторгались красотой Черноморья, делились планами на отпуск: подлечиться, отдохнуть, чтобы с новыми силами взяться за работу. И менее всего они удивлялись тому, что всего несколько часов назад находились за тысячи километров отсюда. Путь от Адлера до Тбилиси «Пчелка» проделывает на высоте двух с половиной тысяч метров. Мы снова идем над горами.

Посадка по заказу

После короткой остановки в столице Грузии летим в Алазанскую долину, в экспедицию Института геофизики Академии наук Грузинской ССР. Можно лететь через горный хребет прямо на Телави. Но решаем идти в обход, чтобы пройти над всей долиной. Мы снова на большой воздушной дороге Тбилиси - Баку. Где-то за Рустави нас обгоняет «ИЛ-14».

- Эй, приятель, - несется по радио с борта «ИЛа», - что стоишь?

- Я-то могу и постоять, - отвечает Калинин. - А вот ты постой... Что поделаешь, наша «Пчелка» - тихоходная машина. Она предназначена для работы на небольших расстояниях, ей скорость не нужна. Но этот обмен любезностями напомнил нам интересный случай из истории этого самолета. Готовясь к параду в Тушине, Калинин вел «Пчелку» в одном строю с вертолетами, замыкающим. Вертолеты что-то замешкались и на какое-то время зависли в воздухе. Что делать? Ведь «Пчелка» не предназначена к «зависанию», подобно вертолету. Но и строй не хотелось нарушать. И Калинин... «затормозил» машину. 55 секунд «Пчелка» висела в воздухе почти неподвижно... Сворачиваем в Алазанскую долину. Вот Телави с древней крепостью царя Ираклия. А вот и Руиспири. Здесь нам нужно отыскать экспедицию. На окраине села вагончики с антеннами радиолокаторов на крышах, еще какие-то специфические постройки. В экспедиции уже знают, что прилетит необычный самолет, и нас ждут. Делаем один, другой круг над Руис-пири. Нас заметили, узнали. из ворот выезжает «газик» с рацией, за ним - грузовик, до отказа наполненный пассажирами. Все что-то кричат, темпераментно размахивают руками. Может быть, они хотят указать нам место посадки? Нет, мы постараемся сесть поближе. Вот рядом с забором экспедиции крошечное поле из-под кукурузы. Правда, оно не слишком ровное. Ну, да ничего. Попробуем. Калинин заходит один раз-Другой. Примеряется. И затем, задевая колесами за кукурузу, садится возле самого забора. К самолету бегут люди. На их возбужденных лицах восторг.

- Умоляем! Посадите самолет еще раз, - просит человек с киноаппаратам.-Мы не успели снять на пленку. Это оператор киногруппы, снимающей фильм об экспедиции. Калинин снова поднимает машину в воздух и снова сажает ее на том же месте. Из самолета выходит начальник экспедиции Амиран Карцивадзе. Он полетел вместе с Калининым, когда летчик поднимал машину специально для кино.

- Очень нам нужна ваша «Пчелка». Очень, - говорит он, измеряя шагами длину пробега при посадке. - Наши ученые мечтают о таком самолете.

Самая южная точка

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены