Клаусом Йотнером мы познакомились год назад, недели за две до начала Десятого Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Берлине. Оба работали в пресс-центре фестиваля, виделись по десятку раз на день, и я, конечно, знал, что и после фестиваля мы встретимся не однажды, - поскольку Клаус - руководитель Московского бюро телевидения ГДР.
Так все, естественно, и получилось, и вот новые встречи, на этот раз в пресс-центре, созданном в дни визита в Советский Союз президента США Ричарда Никсона для освещения третьей советско-американской встречи на высшем уровне.
Спрашиваю Клауса, на что в первую очередь обращает он внимание в своих репортажах, и Йотнер рассказывает:
- Знаешь, мы стараемся прежде всего раскрыть глубинную суть процессов, происходящих сегодня в мире. Меняется соотношение сип, нарастает вес мировой социалистической системы, и это плодотворно влияет на политический климат планеты. Наши братские страны выступают на политической арене единым фронтом, что позволяет с успехом претворять в жизнь Программу мира.
В этой Программе абсолютно точно уведены и отражены требования века, и потому она пользуется все более широкой поддержкой.
В Ялте у меня случился любопытный разговор. Я смотрел телепрограмму «Время». Подошел американец, техник одной из телекомпаний. Какое-то время он смотрел на экран - шла передача, посвященная тридцатилетию освобождения Минска от фашистской оккупации, - а затем спросил меня, что показывают. Я объяснил. Американец помолчал, а потом вдруг сказал, что его тоже освободила Красная Армия. Он был пилотом, самолет его сбили, и он попал в плен, откуда и вызволили его советские солдаты...
Вывод из рассказа Клауса Йотнера, конечно же, очевиден, и ясен он не только бывшему американскому летчику: американский и советский народы могут и должны сотрудничать не только в годы совместной борьбы с фашизмом.
Двусторонние отношения между СССР и США приобретают в процессе разрядки напряженности особое звучание, ибо на самых могущественных государствах лежит повышенная ответственность за сохранение и упрочение мира на земле.
Давайте попробуем расшифровать понятие «разрядка». Давайте при этом условно ограничимся только двусторонними связями и отношениями Советского Союза и Соединенных Штатов Америки.
Пожалуй, уже одни лишь газетные и журнальные заголовки, собранные вместе, достаточно полно раскрывают содержание этого процесса: «Ради жизни на земле», «Торговля заметно выросла»», «Экономические связи расширяются», «Разрядка - значит работа», «От разрядки - к сотрудничеству».
Беседуя в Москве и в Крыму, руководители двух стран делали акцент на том, что сближает, а не разъединяет два государства. Разумеется, между СССР и США есть и сохраняются глубочайшие социальные различия, принципиальные идейные разногласия, но эти различия не должны препятствовать конструктивному диалогу. Такому диалогу, где обе стороны стараются лучше понять друг друга.
«Никсон и Брежнев приближаются к соглашению о том, что каждая сторона будет иметь лишь один район противоракетной обороны» - эти слова вынесены в подзаголовок репортажа, который передал из Москвы для газеты «Нью-Йорк таймс» Кристофер Рэн, один из почти двухсот американских корреспондентов, освещавших эту встречу.
Журналисты, заполнявшие пресс-центр с раннего утра и до поздней ночи, в первую очередь обратили внимание на договоренность двух сторон по проблемам необычайно важным для уменьшения военной опасности, укрепления мира и взаимного доверия, для углубления процесса разрядки международной напряженности.
Эти соглашения особенно важны.
Потому что народам нужен мир.
Потому что вооружение требует громадных расходов.
Потому что, как писал в газете «Нью-Йорк таймс» известный американский политический деятель Аверелл Гарриман, «ни одна из сторон не должна претендовать на превосходство с точки зрения политического престижа... Со стороны Советского Союза не может быть одностороннего разоружения, и он не может согласиться на второе место в ядерной обороне. Всякий раз, когда мы беремся за новые программы, русские будут поступать так же...»
Процесс разрядки напряженности, утверждения принципов мирного сосуществования государств с различным социальным строем приобретает необратимый характер и потому, что распространяется на все более широкий круг областей.
Советско-американское сотрудничество строится на практической основе - страны объединяют усилия в разных сферах деятельности: в освоении космоса, в экономическом, промышленном и техническом сотрудничестве, в жилищном строительстве, в энергетике, в поисках средств борьбы с болезнями сердца, в торговле.
Экономические связи расширяются, и я напомню, что в 1973 году общий объем советско-американской торговли достиг 1,5 миллиарда долларов, другими словами, увеличился по сравнению с 1972 годом более чем вдвое: тогда общий объем равнялся 640 миллионам долларов.
В 9-м номере читайте о Верховном канцлере Российской империи в годы правления Елизаветы Петровны Алексее Петровиче Бестужеве-Рюмине, о нелегкой, драматической судьбе первого российского посла в Афганистане Ивана Викторовича Виткевича, о Надежде фон Мекк – женщине, видевшей смысл своего существования в музыке Петра Ильича Чайковского, о жизни и творчестве Квентина Тарантино, окончание остросюжетного романа Андрея Дышева «Троянская лошадка» и многое другое.