- Раз шерсть человек своими руками сделать не может - стало быть, шерсть - это природа.
- Значит, вы ваше сукно, вашу культуру, получили откуда?
- Из природы, - крякнули хором все рабочие.
- Из природы. Все предметы культуры, какие вы только ни видите - создал человек из природы. Вот этот стол - был деревом, которое росло в лесу. Пришел человек, дерево подрубил, отправил в мастерскую и из этого дерева - из природы сделал стол, стул, пианино, скрипку, ящик и т. д. - сделал культуру. Но теперь, скажите, какой человек может превратить природу в культуру: дикарь или человек культурный.
- Что там дикарь сделает, дайте ему дерево, так и останется деревом; ничего дикарь не сделает. Вот, к примеру, сказать, мы, здешние рабочие, который больше обучен, тот тебе и вещь как следует быть сделает, а который не обучен, тот как был сподручным, так сподручным на всю жизнь и останется: известное дело - только культурный человек может все сделать.
- А вы, товарищи, - продолжал спрашивать лектор, - из чего делаете разные гайки, винты, гвозди и т. д.
- Мы - то. Мы делаем из железа, бывает из меди, какие потребуются.
- Так, а где ж это железо или медь люди достают?
- Из земли - называется это рудники - правда, товарищ лектор?
- Правда, правда, значит, в природе добывают железо и медь.
- Выходит, что в природе.
- А скажите, было ли такое время, когда человек не знал о железе и меди.
- Конечно, такое время было.
- Что же культура его была высокая, когда железного топора - то не было.
- Значит, - продолжал лектор, - когда человек нашел в природе железо, то он из этого железа начал выделывать разные предметы культуры и жизнь его улучшилась. Так ли я говорю, товарищи?
- Так, так, - крикнули все рабочие. - Какой же вывод, товарищи, вы можете отсюда сделать? - спросил лектор. - Вывод вот какой, - начал один рабочий, - вывод, по - моему мнению, очень простой, а именно: чем больше ты будешь изучать природу, тем больше ты ее изучишь, а чем больше ты ее изучишь, тем богаче будет твоя культура, а чем богаче будет твоя культура, тем легче и лучше тебе будет жить.
- Но вот, дорогие товарищи, - продолжал лектор, - есть еще один вопрос, о котором вы не должны забывать: всем ли стало лучше жить от этой культуры? Не надо забывать, что мало научиться превращать природу в культуру, - надо еще научиться культуру эту распределять так, чтобы не было королей нефти, королей железа, королей золота и т. д., и т. д., а чтобы этой культурой пользовались все, все. Вот на этом мы и закончим сегодня нашу беседу.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.