Выхваченная из полутьмы сцены ярким лучом прожектора, ее тоненькая фигурка казалась хрупкой, почти невесомой. Право, поначалу даже не верилось, что эта юная вьетнамская девушка сможет исполнить такую сложную в музыкальном и драматическом отношении вещь, как «Ариозо матери» из кантаты А. Новикова «Нам нужен мир». Но вот зазвучал ее голос – на редкость сильный и мелодичный, – и все сомнения тут же исчезли, уступив место удивлению, если не сказать больше – восхищению. Произошло то, что принято называть чудом сценического перевоплощения. На глазах у зрителей рождался ОБРАЗ. Образ старой русской женщины, матери, потерявшей в войну своего единственного сына.
Ху Тхи Май, так звали эту девушку, долго не отпускали со сцены. Застенчиво и счастливо улыбаясь, она благодарила зрителей, еще не подозревая о том, что стала одним из лауреатов конкурса...
В клубе Университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы шел заключительный тур II интернационального фестиваля политической песни, посвященного 60-летию ВЛКСМ и XI Всемирному фестивалю молодежи и студентов в Гаване.
Среди его участников были юноши и девушки из многих стран Азии, Африки, Латинской Америки, Ближнего и Среднего Востока, которые учатся сейчас в Москве, и студенты из разных городов нашей страны – Киева и Риги, Минска и Кишинева, Таллина и Новосибирска. Они приехали на фестиваль, чтобы выразить солидарность со всеми прогрессивными людьми планеты, ведущими борьбу против сил реакции и фашизма, колониализма и бесправия. Выразить песней.
«Нейтронной бомбе – нет!» – так называлась музыкальная композиция, исполненная вокально-инструментальным ансамблем «Март» Московского горного института.
Подобно эху, этот гневный протест не единожды повторялся в дни фестиваля – во время выступления хора политической песни студентов из ГДР, студентки Белорусского государственного университета Елены Зайцевой, вокального дуэта студентов из Мали Молидею и Фасобара.
Много песен было посвящено памяти Виктора Хара, мужественным патриотам Чили, которых не смог сломить фашистский террор.
– ...В тот день я вместе со своими друзьями была в университете Сантьяго. Здание со всех сторон окружили карабинеры, на улицу никого не выпускали. Только к вечеру нас выстроили в шеренги и повели на стадион...
Эрика Айбар и ее муж Родриго Айбар поддерживали блок Народного единства. Потому они были вынуждены покинуть Чили. Сейчас Эрика учится на историко-филологическом факультете Университета дружбы народов, Родриго – на медицинском.
Наша беседа с Эрикой происходила перед выступлением вокально-инструментального ансамбля студентов из Чили «Лаутаро». Родриго Айбар – один из его солистов.
Эрика пришла на концерт вместе со своим сыном, курчавым черноволосым крепышом Ромидо.
– Ему скоро исполняется год, – не без гордости сообщила она.
– И он так же, как папа, любит музыку?
– О, еще больше! – рассмеялась Эрика. – У нас в семье вообще любят петь. Мой старший брат – профессиональный музыкант. Часто выступал вместе с Виктором Хара.
...Они пели о Чили, о черных тучах, нависших над народом, о близком солнце свободы: И сердца сидящих в зале прониклись желанием этих чилийских парней песней защитить свою страну от беды.
Ансамбль «Лаутаро» стал лауреатом фестиваля.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.