Повесть о цене человека

опубликовано в номере №114, ноябрь 1928
  • В закладки
  • Вставить в блог

Прошли дни. Забылся Быт. Стерлось воспоминание о его смерти, и снова в организации забыли о дружбе, и снова разрозненной и отчужденной зажила организация.

Это было пару лет назад в одном из южных городов СССР.

В прошлом году вокруг вопроса о комсомольском товариществе и дружбе загорелись жаркие споры и дискуссии...

Комсомольская печать: «Смена», «Юный Пролетарий», «Комсомольская Правда» рассказывали о фактах пренебрежения, о потрясающем невнимании к человеку в союзе и о катастрофических порой результатах такого положения.

Спорили много.

Какой должна быть дружба? Где грань между заботой о личности и общим делом. Какого человека надо поддерживать? и т. д.

Все сошлись на одном: в эпоху беспримерного напряжения всех сил пролетариата, в эпоху созидания нет места невниманию к человеку, превращению человека в билет за номером, нет места преступно - бюрократическому формальному отношению к члену организации. Не «падающего толкни», а «шатающегося поддержи» - должно быть лозунгом отношений в комсомоле.

Крепкие узы классово - товарищеской солидарности и внимания к соратнику - на этом все сошлись.

На материале этой дискуссии о дружбе и товариществе у нас возникла мысль через кино, через доступнейшую массовую художественную форму, дать сгущенное отображение этого вопроса.

Сюжетно фильм построен так. Ваня Мытов - механик перегружателя в порту. Работа тяжелая, непосильная (Мытова подтачивает туберкулез), но главное - это ответственные комсомольские нагрузки. На глазах у всех непомерно навьюченный ими, Ванн приобретает злой чахоточный румянец; но никто, почти никто не замечает трагедии: его по-прежнему искренно похлопывают по плечу, не прислушиваясь к надрывному гулкому кашлю.

Ваня Мытов хороший, деятельный номер комсомольского билета. И только.

О личной, о вненагрузочной жизни комсомольца в организации не принято говорить. Потому секретарю райкома Андрею Зубцову кажется странным и нелепым, что Мытов, уходя в отпуск, просил снять с него нагрузки. И вместо отдыха и путевки в санаторий, туберкулезный Мытов, в порядке союзной дисциплины, получает новую нагрузку: подготовку встречи подшефного флота.

Параллельно развивается вторая сюжетная линия.

Вся организация, кроме Мытова, который занят украшением морского уголка, уезжает на экскурсию в ближайшую бухту. На экскурсии весело; и Казин, пижонистый управделами райкома, делает свою очередную «вылазку». Он уводит от компании фабричную комсомолку Соню, красивую девушку, бегает с нею по горам, потом берет ее. И только на завтра, на работе у машины, Соню охватывает жгучий стыд и неприязнь при воспоминании о том, что она была близка с Казиным. Вспоминаются разговоры о нем: «Казин - циник, фат, лев курортного сезона». Ей становится страшно, что он может опорочить ее. Вскоре так оно и случается. На вечере смычки с моряками опьяневший Казин предлагает моряку «подкатиться» к Соне, потому что «она со всяким». Мытов - случайный свидетель. Он пробует урезонить Казина, но тот разворачивает свое гаденькое нутро, что называется, до точки. Он грязнит Соню, рассказывая небылицы. Мытов, спокойнейший и выдержаннейший парень в организации, не сдерживает себя. Он хватает Казина бутылкой по голове.

Скандал. Вечер смычки сорван.

Мытова, как ответственного за вечер смычки, судят на заседании райкома. Его вызвали повесткой на заседание. Он спешит, но по дороге с ним припадок. Заседание открывается без него. После жарких прений большинством голосов Мытова исключают из союза. Тем временем окончательно подточенный Мытов умирает.

Помимо сюжета, фильм наш имеет свой многострадальный извилистый путь, как всякий фильм и комсомольский особенно.

ЦК комсомола одобрил и очень рекомендовал сценарий к постановке. Худсовет Совкино тоже признал значимость сценария и принял его. Но первое, что не понравилось осторожным людям из Совкино - это конец.

В Совкино хотели из поставленной смертью Мытова в упор проблемы сделать легкий фильм в духе американской мелодрамы. Кто - то хотел угодить обывателю.

Но так или иначе, миновав все рогатки и рвы, сценарий начал оформляться.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены