ИГРА на скрипке - не мещанство и не буржуазный предрассудок... Эту отрасль искусства пролетарскому молодняку предстоит еще завоевать, чтобы суметь выразить пролетарские настроения, как сумели это сделать буржуазные музыканты.
Бесспорно, пролетарская молодежь захватит эти высоты. Андро - первый вестник захвата этих высот. Но Андро, забираясь, срывается. Видно, Андро комсомолец с оговоркой. Ему игра на скрипке дороже производства. Он краснеет, сознавая, что комсомолец должен на работе увлекаться звуками приводных ремней, а не скрипки. Он с нетерпением ожидает гудка, чтобы уйти домой и там играть «до шума и звона в ушах». Co скрипкой Андро просиживает ночи, они для него незаметны, коротки, а дни невыносимо длинны... Скрипка высасывает силы из Андро, как водка. Он плохой строитель - производственник.
А в это время маленький стриженый парнишка говорит:
- Пускай играет, а кто не умеет играть и не способен на это, пусть поработает с пионерами.
Помилуйте, паренек! Я, конечно, не против снятия Андро с пионер - работы, но неужели нет другой работы в ячейке, нужной для комсомольцев, для общества и интересной самому Андро?
Что значит «пускай играет»? Это значит, что мы, комсомольцы, даем право Андро делать «очи короткими, а дни длинными и тяжелыми. Мол, вы, комсомольцы, работайте, стройте, «у вас иная жизнь, у нас другой напев», а я, Андро, «пойду один к неведомым пределам».
Я we согласен с решением ячейки и актива. Разрешить историю с Андро надо было по - иному.
Почему бюро и ячейка не дали работы Андро хотя бы руководителем струнного оркестра при рабочем «лубе? Эта работа была бы Андро интересна!, и в то же время он не закупоривал бы себя в своей комнатушке...
«Рубачество с плеча» - сквозит во всех действиях актива ячейки по отношению к Андро. Ведь договориться до отрицания музыки, примазывая к этому якобы желания и вкусы пролетариата - дальше идти некуда! Пролетариату нужна не только призывная труба. Он сумел бы (да и хочет этого) не хуже расфранченного буржуа учиться Бетховенам, Чайковским, послушать Шаляпина, но что же делать, если мы еще не всегда и не вое имеем такие возможности!? Нужно ли добиваться этого? Несомненно, да.
Таким тупицам, как Карло, берущим на себя миссию представлять вкусы пролетариата в таких областях культуры, как музыка, - нужно не других учить, а самим заняться хотя бы азбучным самовоспитанием в области искусства.
Наша беда в том, что среди нас Карло встретишь очень много, а «ершистых пареньков» с тонким голоском, которые против желания Карло набрасывают им намордничек, чтобы они не гавкали по - пустому, не разберя дела – мало.
Не об исключении Андро надо было говорить, а о его использовании в той отрасли, в которой он может быть больше полезен. Нужно было говорить о том, как сделать, чтобы Андро не оторвался от комсомола и не ушел «играть и плакать» по пивным.
В рассказе «Скрипач Андро» - наша повседневная жизнь, наши понимания вещей, наши взгляды.
Каждому, мне думается, понятно, что права была ячейка в своем постановлении. Но в какой обстановке было принято это решение? Хорошо, что в ячейке нашелся один парень, который здраво смотрел на вещи и вывел ячейку из грубого, глубокого заблуждения. А ведь перед выступлением «парня» поднялся лес рук за предложение бюро.
Поведение актива ячейки и представителя райкома - вот где видно навязчивое диктаторство и грубое нарушение комсомольской дисциплины. Если Андро ушел с собрания, не выдержав грубых нападок актива, то эта его слабость простительна.
Она была единственным способом выразить протест Андро там, где люди утверждали, что «музыка есть отражение и пережиток буржуазного».
Зато поведение Карло - председателя, демонстративно покинувшего собрание, когда оно пошло против него, - поведение мало подобающее для активиста.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.