Повелители молний

Л Репин, Ю Чернышев| опубликовано в номере №864, май 1963
  • В закладки
  • Вставить в блог

Светлое здание, облицованное керамической плиткой. Неторопливо идут мимо него прохожие, ползут трамваи, мягко шуршат шинами автомобили. Иногда окна одного из корпусов, что стоят за этим зданием, озаряются бледным голубым светом, и тогда на улицу доносятся резкие, хоть и сильно приглушенные, звуки, напоминающие сухие выстрелы. Во Всесоюзном электротехническом институте имени В. И. Ленина идет обычный трудовой день.

Конечно, в короткой экскурсии не рассказать обо всем, что здесь делается. Мы зайдем лишь в некоторые отделы. Впрочем, просторные, сверкающие чистотой лаборатории института с таким же успехом можно назвать и цехами: ученые ведут здесь упорный кропотливый поиск, и здесь же их мысль обретает конкретные Формы, становится реальностью...

...Над дверью зажглась красная лаконичная надпись: «Осторожно, высокое напряжение!» А из-за двери доносятся странные, напоминающие выстрелы, звуки. Те самые звуки, которые привлекли наше внимание, когда мы были еще на улице.

В огромном зале, в котором уместился бы семиэтажный дом, сейчас ни души. В отделе высоких напряжений идут испытания новейшего высоковольтного оборудования для экспериментальной линии электропередач.

Попробуйте потянуть ручку двери на себя — ничего не получится. Попытайтесь открыть дверь лифта — тоже не удастся, система автоблокировки надежно закрывает все подступы. Сейчас в зале царство рожденной человеком молнии. Но вот опыт окончен, надпись над дверью гаснет. И мы можем войти внутрь. Открываем дверь — и сразу резкий, словно пришедший из лета, запах озона. В середине зала висят два огромных медных шара, между которыми во время опыта и проскакивает дрожащая синяя веточка молнии. И тогда раздается резкий, похожий на выстрел треск, а в соседнем помещении вздрагивают и начинают метаться стрелки приборов-Тут же в зале странное сооружение фантастической формы: окрашенное в приятный зеленый цвет, оно напоминает марсианскую постройку из «Аэлиты». Впрочем, фантастикой это может показаться только непосвященному. Спросите у инженера Андрея Лоханина, и он вам терпеливо начнет объяснять, что «марсианская пагода» — это генератор импульсных напряжений. Попросту говоря, генератор молнии. Это не что иное, как испытательный стенд для опытных образцов. Допустим, создадут инженеры новый тип изоляторов или замыкателей, получат новые изоляционные конструкции, тогда-то и отправляют их в мощные «объятия» генератора импульсных напряжений. А сила этих объятий огромна: напряжение достигает семи миллионов вольт! Такой ток может выдержать далеко не каждая конструкция, но зато если она вынесет испытания, тогда ее смело можно ставить на самый ответственный участок высоковольтной линии.

А теперь несколько слов о человеке, который повелевает молниями, об Андрее Лоханине. Впрочем, он не один выступает здесь в роли «громовержца». Просто в час, когда мы пришли в отдел, все обедали, а Лоханин все еще возился со своими кенотронами...

Пять лет назад окончил Андрей энергетический институт. Получил диплом и стал работать во Всесоюзном электротехническом институте имени В. И. Ленина, по соседству с институтом, только через дорогу перейти. Сейчас Андрей исполняет обязанности старшего научного сотрудника, и у него целая группа молодых специалистов, вместе с которыми он ведет самостоятельную работу — разрабатывает сложнейшие узлы разнообразной высоковольтной аппаратуры. Взгляните еще раз на обложку нашего журнала, и вы увидите, как Андрей Лоханин проверяет «двигатель» гигантского генератора молний — зарядное устройство.

— Ну, а после работы? — спрашиваем мы Андрея.

— А после работы, если нет срочных дел, в ДСО «Труд» (мастер спорта Андреи Лоханин — председатель этого общества), на тренировку...

Отдел полупроводниковой техники. Заведующий отделом кандидат технических наук С. Б. Юдицкий ведет нас мимо монотонно гудящих трансформаторов, мимо осциллографов, вычерчивающих бесконечные зеленые синусоиды. Когда мы просим ученого рассказать о работе одного из интереснейших отделов института, он говорит:

— Трудно остановить свой выбор на чем-то одном, у нас несколько лабораторий, и в каждой есть что-то такое, о чем стоит рассказать. Даже не таи: рассказать хочется обо всем сразу. Но ведь вы сами понимаете, что это совершенно невозможно!

Ученый выдвинул ящик стола, достал металлическую пластинку размером не больше двадцатикопеечной монеты.

— Знаете, что это такое? Обыкновенная пластинка.

Увидел бы такую на улице — не нагнулся бы, чтобы поднять.

— Это кремниевая пластинка — сердце полупроводникового вентиля, одной из главных частей выпрямителя. Благодаря этому вентилю гигантские преобразователи напряжения — неотъемлемая часть любой электрической подстанции — становятся меньше и, уж конечно, дешевле. В нашей лаборатории создан новый, полупроводниковый тип вентилей. Он-то и помог сократить вес выпрямителя. Наш отдел уже выпустил большую партию новых преобразователей переменного тока в постоянный с полупроводниковыми вентилями. Сейчас они стоят на мощных отечественных электровозах на подстанциях. Совсем недавно в метро пустили новую установку, работающую с нашими вентилями. Такую установку легко обслуживать, и, кроме того, она занимает гораздо меньше места. А под землей, где дорог каждый метр, это особенно важно.

...Здесь не шумят стальные сердца трансформаторов, не подмигивают разноцветные огни индикаторных лампочек. Эта большая комната очень похожа на химическую лабораторию. На полках — колбы, разноцветные пластмассовые трубки, цилиндры, плитки. Мы в отделе полимерных диэлектриков. Ученые здесь работают над созданием новых слоистых пластиков, необходимых... впрочем, не станем забегать вперед.

Вы, конечно, слышали о так называемых «печатных схемах»? Это сложные электронные приборы и автоматы, собранные без единого провода! Вся схема иногда умещается на ладони. Смотришь на нее и удивляешься: раньше вместо этой тонкой пластинки приходилось собирать целый прибор. А теперь все умещается на одной панели.

— И вот здесь-то начинается для нас самое важное,— говорит К. И. Забырина, начальник отдела полимерных диэлектриков.— Ведь сама панель делается из слоистых пластиков и должна обладать свойствами отличного изолятора.

Или такая, например, проблема. Волокнистая изоляция занимает в машине много места. И мы не всегда можем применять провода нужного сечения. А от этого зависит и мощность самой машины. Как быть? Отказаться совсем от проверенной тысячу раз и испытанной временем волокнистой изоляции? Но что тогда ее заменит? Сейчас ответ найден: надо применить эмаль. Именно эмаль и вытесняет волокнистую изоляцию. Тогда мы можем ставить в машинах провода практически любого нужного нам сечения. Машины при меньших габаритах будут еще мощнее!

— Сегодня пластмассы вторглись уже во многие области энергетики,— включился в наш разговор начальник лаборатории пластмасс В. В. Барановский.— Эти замечательные материалы оказывают нам порой незаменимые услуги. Вот простой пример. В качестве изоляции у нас часто применяют всем известную слюду. Энергетика требует ее все больше и больше. А запасы далеко не так велики, как нам хотелось бы. К тому же только около двадцати процентов добываемого материала годится для электропромышленности. Мы решили найти способ если не совсем заменить слюду чем-то другим, то хотя бы сократить ее расход. Это нам удалось. Мы получили слюдинитовые бумаги. Их можно изготавливать даже не из самой слюды, а из отходов ее обработки, из крошки. Но мы пошли дальше: мы стремимся совсем исключить слюду из оборудования высоковольтных машин.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия  Ланского «Синий лед» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Друзья оперуполномоченного Матюшина

Несколько строчек из жизни комсомольского оперативного отряда

Школа художника – жизнь

Беседа с народным художником СССР,