Потомки Чингиз-хана

Як Окунек| опубликовано в номере №138, ноябрь 1929
  • В закладки
  • Вставить в блог

Да, о чистке, и еще - о правом уклоне. Этот монгол в тэрлике с узкими степными глазками на скуластом лице, участвовал в борьбе против правого уклона в Монгольской народной партии, стоящей у власти, и был членом комиссии по чистке.

- Мы сделали переворот и выбросили лам и бывших князей, которые втерлись в партию и тянули страну назад, - говорит он.

Почти половина населения Монголии - ламы. В дацанах сосредоточена литература и искусство. Ламы и банди - интеллигенция страны. Низшее ламство, недовольное гнетом бодисатв (князей монгольской церкви), участвовало в революции 1921 г. и заполнило собою ряды народной партии и монгольского ревсомола. Они образовали правое крыло, и в 1921 году во главе с главнокомандующим Монгольской народной армии Данзавом повели экономическую контр - революцию. Левое крыло ревсомола и революционной партии разоблачили Данзаха.

* *

На заре нас нагнал автомобиль из Улан-Батора. Я расстался с верблюдами и поехал на автомобиле. Это было не легче, чем на качающемся горбе верблюда. В Монголии нет трактов и шоссе. Мы неслись по старому караванному пути, истоптанному тысячами верблюжьих копыт, размытому дождями. Автомобиль подбрасывало и швыряло в стороны. Дорогу неожиданно перерезала речка. Здесь был брод, и шофер, не задумываясь, повел автомобиль вброд.

Тотчас же после этого брода автомобиль стал. Шофер полез под кузов, а вокруг собралась кучка монголов - пешеходов. Все они горестно щелкали языками и указывали на близкое стойбище, где были лошади.

Пришлось идти пешком к стойбищу.

Монгол ни в чем не отказывает путнику. Вам нужны лошади, они будут. Но раз вы пришли - вы гость. Вас нельзя отпустить без угощения, и неприлично чтобы вы зашли в юрту на несколько минут по делу. Садитесь, время терпит, пейте дзузан, отвечайте на вопросы:

- Как ваше здоровье? Как поживает ваша супруга, детки, родня, ваши быки, овцы, верблюды? Благоприятствует ли вам удача в ваших делах и т. д.

Вы должны расспросить досконально вашего собеседника о том же, пить дзузан не торопясь, есть баранину без спешки, а дело - оно не уйдет.

В юрте у монгола - халхасца, кроме нас, уже был гость - китаец с обвисшим животом, со щеками, как' у бульдога. Он был приказчиком торговой фирмы и ездил по степям взыскивать долги с монголов.

Времени у китайца было еще больше: он жил в этой юрте уже с неделю и собирался жить до тех пор, пока не выколотит долг у халхаоца Дамбы, который даром кормил и поил его.

- Что ты ему должен, Дамба? - спросил ревсомолец - монгол.

- Он помнит, - указал Дамба на китайца.

- У тебя записано, что он брал? - обратился ревсомолец к китайцу.

У китайца не было никаких записей.

- Разве бумага умнее головы? - возразил он.

Китайские торговцы ведут торговлю в долг и предпочитают память записям, а доверчивый монгол считает память китайца надежнее бумаги.

Он брал у китайца прошлой осенью дзузан. Китаец требует за долг барана. Правда, баран значительно дороже нескольких плиток кирпичного чая, но китаец уверяет монгола:

- Ты платишь мне не только за дзузан, но и за время.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены