Капитализм хозяйничал варварски. Он хапал то, что лежало поближе. Он вырубал лес вдоль рек и железных дорог, выкачивал нефть из верхних слоев, разрабатывал только легкодоступную руду. Так он поступал и со страной. Эксплуатировалось то, что было поближе, - уголь Донбасса, руда Криворожья. Русский купец, продававший окраинам дешевые ситец и спички, всячески тормозил развитие местных производительных сил.
Казахстан, в недрах которого революция открыла богатейшие залежи угля и цветных металлов, давал... полпроцента довоенной промышленности. В то же время десятки миллионов рублей тратились на закупку цветных металлов заграницей.
Еще в начале первой пятилетки экономическая карта республики зияла пустотами. Значками фабрик и рудников были отмечены три - четыре пункта.
Посмотрите на карту Казахстана теперь. Она вся пестрит змейками, стрелками, треугольниками, квадратами - условный язык экономгеографии. Поражает гигантски выросшая железнодорожная сеть. Вот знаменитая Туркестано-Сибирская магистраль, вызвавшая к жизни десятки новых заводов, фабрик и специальных совхозов. Эта магистраль обеспечила Среднюю Азию хлебом и лесом. Караганда - третья угольная база СССР - протягивает ветки дорог к Петропавловску на севере и к Коунраду на юге.
Заселяются пустынные берега озера Балхаш. Здесь сосредоточиваются крупнейшие новостройки цветной металлургии.
Тесно переплетается жизнь Казахской республики с жизнью всего Союза.
Нефть Эмбы идет к Уралу и Волге по трубам мощного нефтепровода Гурьевск - Орск. Уголь Караганды через Петропавловск идет к домнам Магнитки.
Великая дружба народов СССР находит свое выражение в гармонии планового, социалистического хозяйства.
Иначе этот раздел, как и раздел «К северу от Вологды», можно было бы назвать: «К югу от Северного полюса...» Ибо полюс - тоже советская территория.
Попробуем этот участок пройти не с юга на север, а с севера на юг.
На воображаемом самолете поднимемся с льдины Папанина и возьмем курс на юг.
Наше путешествие вряд ли принесет какие-либо открытия. Арктика обжита основательно.
Географическую карту в этом секторе пересекают жирные красные линии, обозначающие: «Сталинский маршрут», «Перелет советской экспедиции на Северный полюс», «Перелет Москва - Портланд», «Перелет Москва - Сан-Джасинто»...
Дальше наш самолет попадает в клубок других линий, более извилистых и запутанных: «Сибиряков» в 1932, «Челюскин» в 1933, «Литке» в 1934 годах. Это пути героических кораблей, пионеров Северного морского пути. Мы им обязаны тем, что летим с удобством и комфортом.
Полярные станции с островов и берегов Ледовитого океана - число их приближается к 60 - передают нам погоду, корректируют полет радиомаяком. Невероятно представить, что еще пять лет назад на всем протяжении, от Новой Земли до Тихого океана, не имелось ни одного - не-то что радио - но и простого светового маяка!
Наконец, материк.
Оставляя позади фактории Ямальского полуострова, мы разворачиваемся над Енисейским заливом и летим над рекой. Пролетаем рыбоконсервный завод, Дудинку... Дудинка - конечный пункт Красноярской авиалинии, одной из многих воздушных магистралей Сибири.
На семисотом километре от устья показывается город с трубами лесопильных заводов. Игарка! Детище сталинских пятилеток, оживленный, деятельный город-порт. Игарка прославилась на всю Арктику тем, что первая, не боясь морозов, начала выращивать овощи в открытом грунте и добилась успешных результатов. На острове близ города создан мощный овощно-молочный совхоз.
Красноярский край... Глухие места. В Туружанске отбывал царскую ссылку Сталин.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.