Интересные, значительные биографии рождаются нашим временем, напряженным и ярким. Сейчас, в период исполинского размаха коммунистического строительства, каждый осмысленно, творчески может «посадить свое дерево» – внести свой вклад в дело миллионов.
Взять хотя бы Днепропетровщину. Область решает сейчас очень сложные и интересные задачи. Куда ни поедешь – в Кривой Рог или Марганец, Днепродзержинск или Никополь, – везде идет строительство. Крупнейшие в Европе доменные печи, колоссальные шахты, техника, уникальная по своему совершенству. Да, планы у нас грандиозные. И трудящиеся Днепропетровщины решили «подсократить» четвертый год семилетки. У нас сейчас говорят: по-календарному в году триста шестьдесят пять дней, а по-ударному иной раз и двухсот не наберешь. Люди научились обгонять время. Особенно это свойственно молодым. Я думаю: мы никогда не смогли бы решить задач семилетки, если бы в соревновании ума, опыта, творческой дерзости отсутствовала молодость. Молодость любознательна, энергична, ей чужд консерватизм.
В прошлом году у нас в Днепропетровске пущен шинный завод, а марка «ДШЗ» уже стала популярной в Союзе. Успехи завода во многом объясняются тем, что здесь доверяют молодежи, быстро и смело выдвигают на руководящие посты молодых работников. Начальниками крупных цехов здесь работают молодые инженеры вроде Михаила Митрофанова и Сергея Петровского, расставшиеся со студенческой аудиторией несколько лет назад.
Молод еще завод, но на нем уже сложилось немало трудовых биографий. Вот, например, Иван Моривец. Он приехал на строительство завода совсем мальчишкой. Походил в учениках, освоил плотницкое и такелажное дело. На стройке заметили, что у парня светлая голова, и послали учиться в Воронеж. Оттуда Моривец вернулся хорошим сборщиком. И вот не прошло и года, как его поставили мастером большого участка. Не испугались, что молод. И Моривец не подвел: участок двадцатилетнего мастера стал лучшим на заводе.
Для нашего молодого рабочего биография Ивана Моривца в общем очень типична. Мы буднично, не задумываясь, говорим: «Двадцатилетний мастер», «Тридцатилетний директор»... А ведь какой стремительный духовный рост человека стоит за этими словами! Какие широчайшие горизонты открываются нынче перед молодыми работниками!
Мне вспоминается еще один интересный человек с шинного завода – Владимир Кузнецов. Он тоже вырос на моих глазах. Был секретарем комитета комсомола Днепропетровского железнодорожного училища, потом комсомольцы завода «Красный Профинтерн» выбрали его своим вожаком. Оттуда горком ВЛКСМ направил Владимира начальником комсомольского штаба на строительство шинного завода – всесоюзную ударную стройку.
Я работал тогда в горкоме партии и очень часто встречался с Кузнецовым. Он всегда радовал меня своим упорством и энергией. Я думаю: нет ничего неожиданного в том, что после завершения строительства рабочие выбрали Кузнецова председателем своего заводского комитета профсоюза. Это закономерно.
Стране, строящей коммунизм, нужны не краснобаи, которым ничего не стоит наобещать с три короба и ничего не сделать. Ей нужны толковые руководители, отлично знающие промышленность и сельское хозяйство.
Руководить рабочим коллективом с каждым годом становится почетнее и сложнее. Рабочие сейчас уже не те, что были, скажем, два-три десятилетия назад. Это народ в большинстве своем хорошо образованный, технически грамотный, творческий. Завоевать уважение таких . людей можно только глубоким знанием своего дела, умением творчески, по-государственному широко мыслить. Недаром в народе говорят: «Кто собою не управит, тот и другого на разум не наставит».
На металлургический завод имени Петровского приехал выпускник Одесского электротехнического института связи Владимир Стратулак. Сначала его поставили монтером – для знакомства с аппаратурой цеха. Но хорошего специалиста видно сразу. Владимира назначили инженером цеха связи и сигнализации, а потом и начальником цеха – того самого, где он начинал монтером.
Оправдали доверие и Жанна Козлова – 26-летний главный технолог Днепропетровского мясокомбината, одного из крупнейших в стране, и руководитель треста «Днепрометаллургстрой» молодой инженер Владимир Мамонтов.
Сейчас на стройках, предприятиях, в организациях Днепропетровского совнархоза работает около 43 тысяч дипломированных специалистов, и большинство из них – молодёжь.
Я уже говорил, что у нас в области, как правило, хорошо относятся к молодым специалистам – помогают им, стараются выдвигать на руководящие должности. Но бывали и такие случаи. Девушка-стрелочница, заочно учившаяся на инженера, в течение нескольких лет тщетно просила начальство предоставить ей работу по специальности. Техник-прокатчик на заводе имени Карла Либкнехта два года проработал клеймовщиком. На Криворожском металлургическом заводе имени Ленина на инженерно-технические должности назначили 35 практиков, в то время как 500 молодых специалистов числятся рабочими. А почему, например, комитет ВЛКСМ Криворожского металлургического завода не может обратиться в партком или к директору с просьбой назначить специалиста-комсомольца мастером, начальником участка? Ведь работают же на этом заводе на ответственных постах молодые инженеры, которые недавно сами были в заводском комитете комсомола. Это Виталий Сацкий, бывший комсорг завода, ныне заместитель начальника огромного сортопрокатного цеха; Олег Филонов – заместитель начальника цеха блюминга. Неужели они не поддержат предложение комсомола, если оно будет правильным? Кстати, и начальник цеха блюминга А. П. Лихорадов – тоже молодой и любящий молодежь инженер.
Руководителей, столь небрежно относящихся к молодым специалистам, надо строго наказывать. Ведь не секрет, что производственные срывы, «текучка» – зачастую прямое следствие непродуманного подбора кадров, нежелания терпеливо и заботливо работать с молодежью. Интересная работа привязывает людей к производству; бегут от работы неинтересной, нелюбимой. И здесь очень многое может сделать комсомол.
Но, к сожалению, у нас – я имею в виду не только Днепропетровщину – есть еще комсомольские организации, где недостаточно заботятся о выдвижении молодых. Мне не раз приходилось сталкиваться с тем, что комитеты комсомола не только не борются за правильное использование молодежи на производстве, но и вообще не обращаются к руководству предприятий или в партийные органы с подобными вопросами. Разве может организация, которая должна сама заниматься всесторонним развитием молодежной инициативы, оказываться порой в стороне от острейшего вопроса нашей хозяйственной жизни! Комсомол обязан помогать своим питомцам расти, смело брать в руки бразды хозяйственного правления, отметать косность.
Очевидно, комсомольским комитетам надо быть активней там, где речь идет о людях, о возможности исправить какие-то упущения, отстоять правильную идею, вскрыть резервы производства, которые помогут нашему строительству. Это, думается, и есть тот самый участок, который должен в первую очередь осветить «Комсомольский прожектор».
Выступая на XIV съезде комсомола, Никита Сергеевич Хрущев сказал: «Мы – люди старшего поколения – приняли эстафету от Маркса, Энгельса, Ленина. Мы несли и несем эту эстафету, используя все возможности, которыми располагает человек. И мы передаем эту эстафету строительства коммунизма вам – молодому поколению! Я бы даже сказал так: не передаем, а вы уже приняли эту эстафету. Приняли на ходу!»
Сейчас, когда я пишу эту статью, передо мной лежат сотни заявлений от молодых техников, строителей, инженеров Дне-пропетровщины. Вот, например, одно из них:
«Прошу направить меня в любой колхоз на строительство. Не могу оставаться в стороне от большого всенародного дела...» Это заявление Анатолия Кочерги, молодого энергетика, секретаря комитета комсомола строительства Приднепровской ГРЭС. Вместе с ним в колхоз уехали и еще два члена этого комитета: начальник арматурного цеха Иван Губа и сварщик Николай Зуев.
Я с гордостью за нашу комсомолию перечитываю эти заявления – маленькие документы, написанные на тетрадных листках. В них большая человеческая душа, чуткая и действительная любовь к своей земле.
В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.