Редакция «Смены» разослала ряду советских писателей следующую анкету:
1. Чем вы объясните тот факт, что до сих пор советская литература не создала ни одного крупного художественного произведения, где отразилась бы та огромная роль, которую играет ленинский комсомол во всех областях социалистического строительства?
2. Чем вы объясните также и тот факт, что те немногие произведения, которые разрабатывали молодежную тематику, избирали своим объектом узкие бытовые проблемы, а не вопросы участия рабочей (и колхозной) молодежи в производственной жизни предприятия и нередко стояли на низком качественном уровне?
3. Собираетесь ли вы отразить в ближайшем будущем в вашем творчестве ту или иную сторону и поставить те или иные вопросы жизни и борьбы трудящейся молодежи? Если нет, то что мешает накоплению вами материала в этой области и воплощению такого материала в ваших произведениях?
4. Что необходимо, по вашему мнению, предпринять для большевистского воспитания новых кадров молодых писателей из среды пролетарского и колхозного юношества в связи с призывом ударников в литературу? Какое место в этой работе должны занимать литературные органы ВЛКСМ?
В № 20 за 1931 г. были помещены ответы тт. Сейфуллиной, Жиги, Замойского. В № 34 - 35 за тот же год помещены ответы тт. Колосова, Либединского, Славского, Зощенко, Ильенкова.
В настоящем номере мы помещаем ответы ленинградских писателей тт. Слонимского, Тихонова.
Высказывания писателей дают интересный материал для выводов о положении молодежной тематики в советской литературе и имеют непосредственное отношение к смотру молодежной литературы.
Редакция призывает читателей «Смены» высказаться как по вопросам анкеты, так и по ответам писателей. Ответы идут в порядке обсуждения.
Редакция даст свое заключение в одном из номеров «Смены».
1. Я объясняю это тем же, чем и отсутствие у нас больших романов, представляющих охват быта торгового флота, гражданской авиации и проч., то - есть слишком малым количеством литературных сил по отношению к громадным тематическим возможностям и отсутствием сильных талантов, способных поднять такой громадный и ответственный материал. Комсомол должен сам найти в своей среде писателей, которым естественно будут ближе темы комсомола, чем другие; я думаю, что такой писатель не замедлит появиться, и рождение комсомольского романа мы увидим в самом недалеком будущем.
2. Я объясняю это тем, что у молодых и старых авторов еще очень крепко держится привязанность к старым формам литературного произведения; не представляя себе роман без любовных ситуаций, обязательных «кризисов сознания», они строили на этом материале вещи еще и потому, что эти два положения позволяют произведению включить рискованные, соблазнительные и заманчивые для читателя страницы, этим и ограничивая развитие романа. Не хватало наблюдательности, силы изображения, способности синтеза и просто таланта, чтобы шире взглянуть на вопросы производственной и колхозной жизни, где общими «любвями» уже нельзя ограничиваться. Кроме того, быт колхозный и производственный большинству писавших о комсомоле вовсе не был злаком, что для некоторых, правда, не явилось препятствием к быстрому написанию романов о колхозах и заводах, но это уже вопрос другой.
3. В 1932 году я буду работать над большим материалом из жизни одной союзной республики, где, конечно, будет отведено соответствующее место комсомолу этой республики. Погружаться сейчас в подробности этой работы (над романом) я не могу, так как имею больше набросков, чем чего - либо законченного.
4. Необходимо, чтобы они были образованными людьми, стоящими на уровне индустриального развития страны, чтобы «не одним нутром» работали над своими произведениями. В этом им надо помочь. Талантливый, но полуграмотный писатель не справится с задачей сегодняшнего дня: она его раздавит. Дальше ярких, но мелких произведений - с ограниченным кругозором в лучшем случае - он не пойдет. Нужно, чтобы ударники, призванные в литературу, изучали технику, диамат, иностранные языки (незнание иностранных языков превращается в бедствие в среде начинающих писателей). Литературные органы ВЛКСМ должны взять шефство над лучшими ударниками - писателями, следить за их развитием, помогать в выборе темы, в добавлении материала, устраивать конкурсы на важнейшие темы, печатать (очень мало места уделяется продукции ударников) постоянно работы начинающих, учредить постоянные консультации, организовать съезд ударников, призванных в литературу, выставку их работ и т. д.
1 и 2. Первые два вопроса звучат как осуждение всему написанному о комсомоле. Надо перечесть все заново, чтобы согласиться с этим или возражать. Во всяком случае, неудачных произведений о комсомоле достаточно много. В такого рода вещах социальный мотив часто подменяется «общечеловеческим» мотивом возраста - получается романтика молодости вообще, бодрость, не основанная на глубоких мотивах современности. Такого рода изображение иной раз путает комсомольцев со студентами, например, Чирикова - все сливается воедино. Вообще увлечение поверхностными, не основными мотивами ведет к неудачам, к неопределенной романтике, с одной стороны, к узкому бытовизму - с другой. Всему этому причина та, что писатели наши в большинстве не стоят еще на философском уровне эпохи.
3. Что касается до меня, то я сейчас не ПИШУ вещи, специально посвященной комсомолу, но в романе, над которым работаю, будут действовать комсомольцы, ибо дело именно в том, что «комсомол играет огромную роль во всех областях соцстроительства» - комсомолец естественно входит в любую тему современности.
4. Во - первых, углублять и расширять все предпринятое для вовлечения новых кадров в литературу. Во - вторых, не портить преждевременными восхвалениями, предупреждать, что литература - дело весьма трудное, требующее специфических способностей. Пути воспитания новых кадров должны быть максимально благоприятствующими для начинающих писателей, но без лишней восторженности, которая в результате приносит вред молодежи.
Я думаю, что крупных художественных произведений, отражающих жизнь и работу комсомола, не появилось главным образом потому, что большинство наших крупных писателей в революцию, а затем и в литературу вошли уже взрослыми людьми и с комсомолом вплотную не соприкасались, а литературная молодежь еще не выросла достаточно, чтобы заполнить достаточным образом этот пробел.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.