На Тянь - Шане погода неустойчивая. Бывает так: стоит замечательный июньский день, небо чистое, голубое, светит солнце. Неожиданно поднимается ветер, он крутит снежную пыль на вершинах и закрывает солнце тучами.
Старший дозора Маткин и боец Шарин попали в снежную бурю на перевале. Кони шли, выбиваясь из сил, низко наклонив головы. Пограничники были в таком месте, где основная тропа расходилась веером маленьких троп, которые вели в дикие звериные логова. Люди по этим тропам никогда не ходили.
- Туда не перевалить, - сказал Маткин, показывая на снежный хребет. И добавил спокойно: - Человек вернется!
Они остановились под скалой. Здесь было немного тише. Усталые лошади отдыхали. Ветер бушевал выше, завывая на вершинах хребта.
- Как бы он не миновал нас, - беспокоился Шарин.
- Не минует, путь только здесь, - ответил Маткин.
Шесть часов пограничники выслеживали неизвестного человека. Маткин увидел его издалека. Человек в белой одежде поднимался по леднику на перевал, сливаясь со снегом... Сперва Маткину показалось, что глыбу снега пошевелило ветром. Всматриваясь внимательнее, он установил, что белое пятно упорно движется вверх по леднику. Сомнения рассеялись: по леднику полз человек. Дозорные решили подняться на ледник, чтобы задержать неизвестного. На перевале их встретила буря.
Достигнув скалы, где они устроили привал, Маткин больше не беспокоился. Он знал, что неизвестный пойдет только здесь: другой дороги с ледника не было: по другую сторону путь неизвестному преграждала большая, глубокая пропасть. Маткин хорошо знал этот участок, он не раз сам искал обходных путей, чтобы миновать пропасть, но этих путей не было.
Вышло так, как и предполагали пограничники: неизвестный шел к ним. В снежной пурге он двигался призрачной тенью. Неизвестный шел, часто падая, не в силах сопротивляться встречному ветру. Вот наконец он добрался до скалы и решил отдохнуть в затишье.
- Стой! Куда идешь?
Часа, через три буря стихла так же неожиданно, как и началась. Дозор сопровождал нарушителя по ущелью. Маткин внимательно осматривал задержанного, изучая его костюм, походку.
- Куда шли? - спрашивает Маткин.
- Я охотник... Шел за архарами.
- Один?
- Один!...
Когда пограничники достигли тропы, которая вела кратчайшим путем к заставе, Маткин неожиданно повернул коня в противоположную сторону, к скалам. Неизвестный заволновался.
«Вот оно что, - подумал Маткин, - нарушитель, очевидно, не один. Как видно, где - то здесь, поблизости, у него есть спутники».
Как только дозор поднялся к скалам, нарушитель устало сел и попросил час отдыха.
Это еще больше убедило Маткина в том, что нужно срочно искать спутников неизвестного.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
Сценка из загробной жизни