Станция Дарг - Кох, Севере - Кавказской железной дороги. С московского поезда сошли десятка два юношей и девушек. По их большим рюкзакам и одежде видно было, что они, так же как и я, едут в альпинистский лагерь и здесь делают пересадку на Алагирь.
Поезд ушёл. Из степи доносился треск цикад. На перроне оставались только альпинисты и какая - то изящно одетая девушка. У её ног стоял большой чемодан. Девушка робко озиралась вокруг. Очевидно, она не знала, куда ей направиться. Это заметил один из юношей в ковбойке. Он подошёл к ней и шутливо спросил:
- Вы, случайно, не в альпинистский лагерь? К его удивлению, она ответила утвердительно.
- Что же вы собираетесь там делать? - недоуменно спросил юноша.
- Отдыхать, загорать, купаться в море, - невозмутимо ответила она.
Взрыв хохота последовал за её ответом.
Выяснилось, что девушка из Ленинграда. На время отпуска ей дали путёвку в альпинистский лагерь в Цейском ущелье. Она же представляла себе, что Кавказ - это жаркое солнце на высоком синем небе, море, фрукты и пальмы...
И вот она на Кавказе. Но почему же не слышно морского прибоя и не видно гор? И небо над головой самое обычное, а облака на горизонте с юга какие - то острые...
Наслушавшись всяких страхов от альпинистов, которые не пожалели красок, рассказывая ей о неприступных горах, о ледниках, о скальных вершинах и грозных обвалах, девушка совсем уж было решила ехать обратно. Но её успокоили альпинистки.
- Ведь мы же ходим в горы, - говорили они, - и, как видите, ничего с нами не произошло. Пойдёмте вместе.
... Прошло две недели, и я снова увидел эту девушку. Она шла в колонне альпинистов лагеря «Сталинец», спускавшихся после занятий на леднике. Одета она была в лыжный байковый костюм, на ногах - ботинки с триконями, за спиной - «кошки», в руках - ледоруб. Лицо и руки её были коричневые от загара, глаза задорно блестели. Девушка совершенно преобразилась.
Вечером я отправился навестить знакомых инструкторов лагеря «Сталинец», расположенного выше по ущелью. Лагерь славился своей самодеятельностью. На вечерние костры после ужина собирались все альпинисты - пели, играли, танцевали. В заключение обычно инструкторы под аккомпанемент гитары исполняли сочинённую ими песню «Горные орлы».
В отблесках пламени костра я увидел знакомый уже профиль, и мне захотелось подойти и поговорить с девушкой, приехавшей сюда по ошибке.
Она стала восторженно рассказывать мне о том, что так поражает человека, впервые попавшего в горы. Она говорила о природе, меняющейся с каждой сотней метров подъёма, о панорамах хребтов с их чудесной окраской, об альпийских лугах, о шумных водопадах, - короче говоря, о всём том, о чём рассказывали ей альпинистки на станции - и также в восторженных тонах.
Её нарядные платья так и остались лежать в чемодане, а у друзей (их здесь оказалось у неё больше, чем даже в родном городе) нашлись для неё и лыжный костюм и ботинки с триконями. Первые дни ей было тяжело ходить по горам, но постепенно она втянулась, мышцы её окрепли, и сердце спокойно переносило нагрузку. Голова теперь у неё не кружится, когда она смотрит вниз с большой высоты.
- Конечно, моря здесь нет, и пальм - тоже, но как хороши горные ручьи и эти огромные сосны и ели, как красивы чинары! Горный воздух такой, что никогда не бывает зноя и хочется дышать только полной грудью. Такого аппетита, мак здесь, у меня никогда не было. А как хорошо спится холодной ночью в тёплом спальном мешке!
Она уже научилась лазать по скалам, ходить по крутым склонам, рубить ступеньки во льду, спускаться «дюльфером» по верёвке, ставить палатку.
... Костёр затухал. Искры вспышками взлетали вверх, но они не могли затмить собой сверкавших бриллиантами звёзд - так их много, и так они крупны!
- Завтра мы идём в круговой маршрут через перевал, - с гордостью сообщила мне девушка, - затем на зачётную вершину «Пик Николаева», после чего я получу значок «Альпинист СССР 1 - й ступени».
В её словах уже чувствовалась уверенность, что она всё это выдержит и что трудности ее не страшат.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.