Упали со стола,
Покинул меня милый,
Покинул навсегда.
Поэтическая логика - дар не каждого. Те, которые не могут писать стихами, составляют посвящения и пожелания, пересыпая их лозунгами нашей эпохи.
Я не Пушкин и не Крылов,
Чтобы писать тебе стихов.
Я напишу тебе несколько слов;
«За рабочее дело будь готов!...»
Абраша Левинсон - комсомолец. И эта запись как - будто вполне соответствует его убеждениям: он солдат революции, и «рабочее дело» должно быть основным делом в его жизни.
Но тот же Абраша Левинсон - неразборчив, он позволяет заносить в альбом все, что взбредет на ум тому или другому писаке.
Он не задумывается над возможными последствиями такого «сборника». Для Абраши цензура и общественное мнение - ерунда. В самом деле, на каких основаниях ему, комсомольцу - интернационалисту, протестовать, если знакомый по несознательности - антисемит. Все придет своим чередом. Настанет время, и он сам поймет значение интернациональной солидарности.
А пока, как не позволить такому другу, как В. Дорошевич, у которого хватает наглости полным именем и фамилией подписаться под своей «стряпней», занести в альбом такие строки:
Хайка - сек, пом - Абрам........
Хаим - пред, Мошка – зав.
Дорошевич стонет от засилья евреев в революции. Он жалеет, что «бедные евреи не верят в закон библейского Моисея», закон черты оседлости, лавчонок и корчм. Погромная частушка 1919 года не устарела для В. Дорошевича в 1928 году, и он не нашел другой записи для альбома товарища, а комсомолец Абраша Левин - сон не набрался смелости протестовать против этого. Да и зачем? Еще обвинят в патриотизме.
Не последнее место занимает в альбоме похабщина. Под соусом анекдотов приведены самые наглые и мерзкие подробности.
Многие дискуссии в комсомоле о быте молодежи как - то прошли мимо альбомов.
Этот вид «мемуаров» продолжает служить «настольной книгой» у многих юношей и девушек.
Комсомолец Абраша Левинсон не нашел для себя другого развлечения, как альбом. Можно было бы одновременно всерьез ставить вопрос о пребывании Левинсона в комсомоле, если бы не смягчающие обстоятельства. Абраша недавно оставил провинцию, родное местечко Полоны на Волыни. Еврейская молодежь находится там еще под сильным мещанским влиянием. Нечем убить время. Кино - театр - редкость. Изредка постановки наезжающей бродячей группы, а остальные дни проходят за традиционным флиртом, «дурачком» и однообразными танцульками.
Абраша привез в город альбом, как память о встречах и разлуках, он не учел, что эта мещанская пошлятина чужда городской молодежи. Альбом он бросит, оставит, но это не снимает с повестки дня вопрос об альбомах.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.