Мне было пятнадцать лет, когда я начал посещать кружок юных осводовцев Москвы. Но, изучая водолазное дело, я никогда не представлял себе, что мне придется опускаться под дрейфующий лед в Арктике. Однако как раз это произошло почти два десятилетия спустя.
... По программе Международного геофизического года группе научных сотрудников предстояло продолжить исследования дрейфующих льдов и теплообмен в Центральном полярном бассейне Нужно было опуститься в океан в легком водолазном костюме, со специальной научной аппаратурой и фотокамерой. Это не так - то просто. если учесть низкую температуру воды и толстый ледяной панцирь над головой.
Сорокаградусный мороз, резкий, порывистый ветер. Вокруг непроглядная арктическая темень. С большим трудом пробили лунку глубиной в четыре метра. Получился черный, зловещий колодец. Но когда туда спустили трап от вертолета с электрическое лампочкой, ледяные стенки вспыхнули алмазными искрами. Ожила на дне колодца и темная океанская вода: на свет устремились стаи мелких рачков.
... Первым опускается под лед Юрий Пыркин, за ним моя очередь. Натягиваю на себя гидрокостюм, к рукавам которого приклеены трехпалые резиновые перчатки на байке. Спускаюсь по трапу и начинаю медленно погружаться в холодную воду Северного Ледовитого океана; глубина подо мной - более четырех километров! Вода плотно обжимает гидрокостюм. Шлем раздувается, маска отходит от лица, и загубник приходится держать зубами. С наслаждением вдыхаю воздух из баллона. Это еще московский воздух: ведь баллоны были заряжены в Москве. Запотевшие стекла очков проясняются. Наконец-то я вижу окружающий меня подводный мир. Тут и там плывут огромные кристаллы льда... Приступаю к работе. Очень трудно фотографировать подо льдом. Даже сильная осветительная лампа не может рассеять царящую здесь кромешную тьму. Мешают съемкам пузырьки выдыхаемого мною воздуха...
Нелегко было работать в столь сложных условиях, но ведь без трудностей не бывает побед. Исследования наша группа закончила успешно. В результате получено много ценных сведений о закономерностях дрейфа полярных льдов.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.