Победители

Яков Макаренко| опубликовано в номере №539, ноябрь 1949
  • В закладки
  • Вставить в блог

Немного истории

Польский народ любит и высоко ценит гениального Шопена. Как величайшие святыни. он бережёт и охраняет всё, что связано с памятью великого народного композитора: домик и усадьбу в Желязовой Воле под Варшавой, где родился Фредерик Шопен, сердце композитора, покоящееся в костёле Святого Креста, фортепиано, на котором играл композитор, и многое другое.

Особенно большую заботу проявляет народ демократической Польши о драгоценном музыкальном наследии Шопена. Ярчайшим проявлением такой заботы являются международные конкурсы пианистов - шопенистов. Первый конкурс имени великого композитора состоялся в 1927 году, и с тех пор состязания пианистов мира на лучшее исполнение произведений Шопена стали в Польше традиционными, повторяясь через каждые пять лет.

В международном конкурсе 1927 года победителями вышли замечательные советские пианисты Лев Оборин и Григорий Гинзбург. Второй международный конкурс, состоявшийся в 1932 году, также принёс триумф советской пианистической школе.

В третьем международном конкурсе, который проходил в 1937 году, советские пианисты вновь одержали блестящую победу. Яков Зак получил первую премию, Роза Тамаркина - вторую.

Четвёртый шопеновский конкурс, назначенный на 1942 год, не состоялся из - за войны.

После освобождения Польши героической Советской Армией от немецких захватчиков музыкальная общественность тотчас развернула деятельную подготовку к четвёртому международному конкурсу. Решено было приурочить его к пятой годовщине демократической Польши и к столетию со дня смерти Фредерика Шопена. Конкурс проходил с 15 сентября по 15 октября.

Москвичи прибыли!

В четвёртом международном конкурсе имени Шопена участвовало 47 пианистов из 14 стран: Советского Союза, Польши, Чехословакии. Болгарии, Венгрии, Румынии, Италии, Франций, Англии, Австрии, Германии, Бразилии, Мексики и США. Жюри, как и на предыдущих конкурсах, было создано из известных музыкальных деятелей, композиторов и выдающихся музыкантов - исполнителей. В состав жюри вошли виднейший музыковед Франции, член жюри на предвоенных шопеновских конкурсах, профессор Лазарь Леви, английский профессор Артур Хедлей, мексиканский профессор Блас Гакинда, польский профессор Джевецкий и другие. Советский Союз был представлен в жюри профессором Московской консерватории, лауреатом первого международного конкурса пианистов Львом Обориным и ректором Ленинградской консерватории, профессором Павлом Серебряковым.

Варшава с большим интересом ожидала приезда молодых советских пианистов. Они прилетели за день до открытия конкурса. Это были - Белла Давидович, Тамара Гусева, Евгений Малинин, Виктор Мержанов и Юрий Муравлёв. Позже приехала шестая советская пианистка, Людмила Косина. Их радушно встретили на аэродроме представители столичной общественности и печати.

Все они были воспитанниками старейшей музыкальной школы Советского Союза - Московской консерватории.

- Москвичи прибыли, - заметил кто - то из встречавших, и эта простая, но знаменательная фраза на долгое время стала в Варшаве крылатой.

Это неповторимо!

После отборочного тура жюри конкурса допустило к участию в конкурсе 41 пианиста. В этом числе была и вся шестёрка советских музыкантов. И в первом и во втором туре конкурса над огромной, специально оборудованной сценой в театре «Рома» висели таблички с номерами, под которыми анонимно выступали пианисты. Однако это не мешало слушателям с первых же звуков безошибочно угадывать советских пианистов: советская пианистическая школа говорила сама за себя.

Выступления советских исполнителей были подлинным праздником на конкурсе. Особенно большой успех выпал на долю Беллы Давидович. Исполненные ею во втором туре ноктюрн, этюды, скерцо, мазурка и полонез, а в третьем туре - концерт фис - моль вызвали бурю оваций. Слушатели конкурсных концертов вставали с мест и восторженно аплодировали талантливой пианистке. Один профессор из Кракова, видный польский музыкальный деятель, после выступления Беллы Давидович взволнованно воскликнул:

- Это неповторимо! Эта юная пианистка вновь открыла мне великого Шопена!

Поражение западной школы

На четвёртом международном конкурсе встретились различные художественные школы и направления в современной музыке, разные трактования творчества Шопена. Победило здоровое, реалистическое направление, носителем которого является советская пианистическая школа.

Американские пианисты, питомцы буржуазной формалистической школы, потерпели поражение в первом же туре. Для того, чтобы быть допущенными ко второму туру, необходимо было набрать не менее 18 очков. Американские же пианисты набрали: один - едва 14, а второй - всего 10 очков.

Пианисты Англии и Франции потерпели поражение во втором туре.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены