- Ты бы выключил, - говорит ему Горячий.
- Что я в первой раз ухожу, у меня станок сам ходит, - его голубые глаза в дымке обидчивости.
Горячий переводит ход на холостой.
Станок Войтикова режет резцом податливый чугун.
В углу Ястребова и Станина растачивают дыры.
Неожиданно у станка Войтикова раздается шум, режущий уши, звук разносится по цеху, несколько громких ударов падения на пол детали и дребезжащий возглас резца...
Нюрка подскакивает к станку Войтикова, за Нюркой подбегают другие рабочие, из кузни без шапки бежит растерянный Войтиков, за ним вдогонку Горячий и...
Станка Войтикова нет.
Самоход дошел до передней бабки, поломал шестерни, изуродовал станок.
«У меня станок сам ходит», - вспоминает Нюрка слова Войтикова. Сам ходит...
- Германцы называют похожий на этот сплав - «вилла»... - говорит на производственном совещании Зейфер.
На ладони он держит стальную оправку и приплавленный красной медью к ее концу кусок сплава, похожего по цвету на карбид.
- Этот сплав, - продолжает Зейфер, - изобретен на Электрозаводе инженером Мальковым и назван им в честь победы над другими сплавами «победитом».
«Победит» бросает ровную стружку, и неподатливый, с зазубринами чугун побежден. Он спокойно позволяет незнакомому сплаву обтачивать свою черствую кожуру.
И Нюрка, нет, не только она - весь цех, все те, кто болел за то, чтобы дать к сроку фабрике агрегат, видят, что исход найден, а твердое серпуховское литье будет податливо «победиту». Вечером Ястребова посещает организованные Зейфером курсы токарей.
Александр Александрович долго думал... и решил открыть курсы по теории токарного ремесла.
Вечерами он собирает молодежь и объясняет по чертежам тонко сплетенные механизмы машины.
Женская бригада соревнуется с бригадой Горячего. После случая поломки станка Войтиковым к женской прикреплен токарь Горячий, и теперь его худенькая фигура и маленькие монгольские глаза появляются между станками женской бригады.
В женской работают двое: Ястребова и Станина.
- Девятая, - и Нюрка аккуратно кладет в сторону законченную, с расточенными дырами деталь.
В 7-м номере читайте о нашей первой женщине-дипломате Александре Коллонтай, об истории написания портрета баронессы Икскуль фон Гильденбант – одного из самых известных произведений Ильи Репина, о жизни известнейшего театрального деятеля Владимира Ивановича Немировича-Данченко, о наших замечаетельных мастерах – реставраторах Русского музея, о создании свадебного марша Мендельсона, о великом русском ученом и путешественнике Николае Николаевиче Миклухо-Маклае, новый детектив Елены Колчак «Смерть в замке» и многое другое.