По поводу двух романов

Бор Гроссман| опубликовано в номере №91-92, декабрь 1927
  • В закладки
  • Вставить в блог

- Вот же пришла. - Ты смеешься, Анка! Я хочу, чтобы ты была со мной навсегда.

- Ф - фу, вечно - бесконечно... Какой ты скучный, Денисаретка. Одиночная камера всегда лучше общей.

- Откуда это у тебя? - тоскуя, спрашивал Рам - заев.

- У - У - у, я хитрая! - уже открыто смеялась Анна. - Я хочу сохранить тебя возможно дольше. Лучше приходить постоянно, чем раз уйти и не возвращаться.

- Что это - новая мораль?

- Нет, нет, - спешила опровергнуть Анна. - Это старенький закон любви и нашей женской свободы.

Когда же Рамзаев сообщает Анне, что «так нельзя», то - есть, что разговоры об их связи продолжаются и, следовательно, им необходимо поселиться в «общей камере», Голандина заявляет:

- А что, по - твоему, должны делать обыватели?

- Обыватели? Но, ведь, большинство из них рабочие?

- Я хорошо знаю, какие рабочие, - повторила Анна... - И о чем еще говорить? Что тебя беспокоит? Мы встречаемся - или тебе этого мало? Скажут - это, милый, мимо. Слышишь, Денисаретка, ми - мо...

Вот как рассуждает партийка, вот в чем видит она мещанство. Если Наталья Тарпова видит свое раскрепощение в замене одного мужчины другим, то Анна Голандина принимает «старенький закон любви и женской свободы». Она, как мы видели выше, считает, что «лучше приходить постоянно, чем раз уйти и не возвращаться».

Совмещение личного и общественного, борьба этих двух начал за первенство - вот что мы видим в Тарповой и Голандиной. Если борьба двух начал в Тарповой еще продолжается, если ее общественная жизнь не гармонирует пока с личной, то Анна Голандина прошла уже свой путь до «сюжетного конца».

Она связала свою судьбу с Рамзаевым. Но вот сравнительно спокойная их жизнь прекращается: Анна узнает, что Денис - дворянин. Ее начинают раздирать противоречия. Анна чувствует, что должна заявить в ЦКК, что Денис чуждый партии человек, что он скрывал свое прошлое. Вместе с тем она чувствует, что любит этого бывшего помещика. Все - таки долг побеждает. А когда ее в ЦКК спрашивают, как бы она поступила, если бы решение зависело от нее, Анна сказала: «Если он останется с нами, я буду с ним».

Семенов и Никифоров показали, в сущности, различных женщин. Характеры своих героинь они развернули по - разному. Если Г. Никифоров обрисовал несложный женский характер, более напоминающий схему характера, то. Семенов вскрыл причины, заставившие Тарпову стать на путь мимолетных связей, временно игнорировать «душевную нагрузку». Это не значит, что вся рабочая женская молодежь относится к половой проблеме, как Тарпова первого периода (дальнейших этапов мы пока не знаем). Писатель лишь талантливо показал тот процесс искания новых форм семьи, который (процесс) несомненно, есть в жизни. Эти искания характерны и для рабочей молодежи.

Некоторые приемы Г. Никифорова надоедают. Так слишком часто он прибегает к эпистолярному методу: Рамзаев все время пишет письма своей: зарубежной сестре Маринке (пишет, но не отправляет), артельщик Чососов ведет дневник и т. п.

В заключение отметим, что Г. Никифоров пытается опровергнуть точку зрения некоторых писателей на нашу женскую молодежь и нарисовать идеальную женщину. Хотя Никифоров не совсем справился с задачей, попытку его надо приветствовать.

К каким окончательным выводам придет С. Семенов, покажет продолжение романа. Во всяком случае, уже теперь надо признать, что автор «Натальи Тарповой» идет по пути наибольшего сопротивления.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены