Прочли мы в прошлом году в «Комсомольской Правде», как провести отпуск в лодочной экскурсии, и решили проехать по Десне и Днепру от Брянска до Киева.
Собралось четверо комсомольцев, попросили на время палатку в подшефной части, купили всякой посуды, взяли фотоаппарат и отправились в путь.
Лодку купили мы в Брянске у лодочника - перевозчика за 25 рублей. Судно попалось не особенно хорошее, тяжелой конструкции, продать в конце путешествия лодку удалось только за 6 рублей.
А вот по Десне, за Новгород - Северском находится торговое село Макошино (Западн. ж. д.). Там можно купить плоскодонку у плотовщиков за 5 - 10 рублей, самим ее просмолить, и можно ехать по любой реке. Хорошие лодки можно там же купить рублей за 20, с уверенностью, что за ту же цену можно будет и продать где - нибудь на Киевщине или южнее.
Парус мы сделали из двух простынь. Очень он нам не пригодился, потому что Десна - река извилистая, силу ветра использовать трудно.
Течение было довольно быстрое. Рыбы и дичи попадалось много. По пути в деревнях встречались кооперативы, где можно было достать продукты.
Брянская губерния находится в дождливой полосе, это играло несколько отрицательную роль в нашем путешествии. Лишь несколько южнее мы как следует пожарились под солнечными лучами.
Живописные берега Десны покрыты лесом, то вплотную подходящим к реке, то уходящим в сторону к горам. Сосна сменяется дубом, затем идет смешанный лес, далее снова сосны... Река разветвляется на массу рукавов, образует ряд заливов, озер. За каждым поворотом открываются все новые и новые картины, одна лучше другой.
За Новгородом - Северском картина природы несколько меняется. Пропадают леса, начинается бесконечный прибрежный кустарник и лишь небольшие рощицы вблизи жилья. Только холмы оживляют несколько однообразный вид. Здесь меньше попадается и рыбы.
От Новгорода - Северска ходят по реке пароходы.
После ужасающей бедности Брянской губернии, где в деревне на 200 дворов трудно найти коровий хлеба и кувшин молока, где в праздник не увидишь ситцевого платка - все домотканные, идут сытые черниговские деревни, с крытыми железом хатами, с большими стадами скота. Чем ближе к Киеву, тем богаче деревни и замкнутей народ.
Черниговские крестьяне строятся крепко. На улицу - глухие стены, хаты за оградой - в глубине двора. Горе вошедшему туда - разорвут злые собаки.
Продукты питания здесь были дешевы. Молоко 1 1/2 - 2 копейки стакан, яйца - 25 - 30 коп. десяток, картофель - 40 коп. 50 фунтов. Петуха мы купили за 40 копеек. Сало стоит 40 копеек фунт.
Ехали мы, не спеша. День распределили примерно так: в 6 - 7 утра подъем, гимнастика, купанье, завтрак. В 7 снимались и ехали на веслах обычно до 9 - 10 часов, затем причаливали к берегу, готовили обед. С 1 до 4 - х отдыхали - принимали солнечные ванны и т. д. В 5 часов отправлялись дальше в путь, купались с лодки, часто останавливались для закупки продуктов в прибрежных деревнях. В 9 - 10 часов разбивали лагерь и после ужина, часов в 10 - 11, ложились спать.
Бывало, что вместо остановки на берегу мы устраивали настил из досок и весел и укладывались спать прямо в лодке. Один дежурил на корме и направлял веслом лодку.
Часто встречались нам плоты. Шли обычно они вереницей с небольшими промежутками. Здесь приходилось не зевать: плотом лодку раздавит, как скорлупу.
Несколько затрудняли нас разводные плавучие мосты, через которые приходилось перетаскивать лодку. Под канатами паромов мы проходили свободно, приходилось только снимать мачту. В день за 4 - 5 часов гребли проезжали мы верст 30. Ехали ночью, течение проносило верст 20. Очень помогала нам карта: руководясь ею, мы сокращали по протокам петли фарватера на 10 - 15 верст.
Отправляясь в путь, решили мы читать, заниматься, играть в шахматы. Составили даже план обследования комсомольской работы в деревне. Оказалось на деле, что в лодке читать трудно: то не хватало времени, то не было желания. За 28 дней путешествия мы прочли только одну книгу, да и то - беллетристику. С обследованием работы ячеек вышло еще хуже, так как летом большинство комсомольцев уходят сплавлять лес и фактически ячеек не сыщешь.
Что захватили мы из хозяйственного инвентаря, одежды и снаряжения?
Взяли котелок чугунный, эмалированный, четыре ложки, кружки, кувшин, чайник, мешки для крупы, топор, одеяло, простыни, наволочки, полотенца. Из четырех захваченных мисок в дело шла только одна. Пальто с собой нужно брать самое рваное - все равно прожжешь и разорвешь. Незаменимыми оказались четыре распоротых мешка, заменявших для нас подстилки и скатерти. У всех были трусики, но необходимо иметь легкие брюки, иначе комары не дадут покоя.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.