Какое сердце не дрожит,
Тебя благословляя?
Мы вспоминаем о Денисе Давыдове. Он был поэтом среди гусар, гусаром среди поэтов. Его партизанские подвиги затмили славу его стихов.
Обманув ревнивый надзор жандармских властей, Пушкин стремился к русской армии, чтобы разделить с ней увлекательные опасности «военного похода. «Путешествие в Арзрум» - это не заметки праздного туриста, а очерки военного корреспондента, который побывал на передовой линии и знает свист пуль по собственному слуху. Записи Пушкина были злободневны. Мы бы назвали их газетными - они печатались в журнале. Они вошли в золотой фонд русской классической литературы, их перечитывает потомство.
А «Валерик» Лермонтова - разве это не корреспонденция с фронта, написанная по горячим следам в замечательных стихах?!
...подходим ближе.
Пустили несколько гранат;
Еще подвинулись; молчат!
... Вдруг залп... глядим: лежат рядами.
Что нужды? здешние полки
Народ испытанный... «В штыки.
Дружнее!» - раздалось за нами.
Кровь загорелася в груди!
Наша отечественная война несравнима со всеми прежними войнами, какие приходилось вести русскому народу, - несравнима и по гигантским масштабам своим, и по глубине всколыхнувшегося народного моря, и по исторической значительности решаемых войной вопросов, несравнима по людям, потому что никогда не было таких людей в нашей стране, какие родились и выросли за советское время.
С первого же дня войны советские писатели и деятели искусства в своем большинстве заняли принадлежащие им боевые посты. Писатели и поэты - всюду: они сопровождают наши армии на всех фронтах, они в городах, которые осадил враг, они на наших славных военных кораблик. Не только военные историки, но и историки литературы будут с увлечением изучать военные газеты Красной Армии: армейские и фронтовые и отдельных частей и соединений. На крохотных листках они найдут стихи волнующей силы, очерки о героях, достойные войти в хрестоматии художественного слова.
К тридцатилетию своему «Правда» издала сборник избранных стихов, напечатанных во время отечественной войны: с июня 1941 по апрель 1942 года. Это поэтический дневник волнующих событий. Читая его, вы переживаете и великий гнев июня, и гордость от героического сопротивления Красной Армии, и мужественную горечь нашего отступления, и патриотическую тревогу за Москву, и радость наших побед, и торжество нашего наступления. Стихи злободневны: они были написаны «в номер». Чувства не вынашивались, стихи не вылеживались: они выливались из сердца и тут же шли в печать. Но большинство из них прочно останется в русской литературе не только как исторические свидетели величайших событий, не только как замечательные памятники политической, военной лирики, но и как высокохудожественные произведения, чей пыл не гасят годы, чья красота растет вместе с временем, не старясь, а приобретая величие эпохи, их породившей.
Мы знали Н. Тихонова, его сильное, насыщенное слово, его твердый, мужественный стих, его упорство в мысли и чувстве. Но с радостным изумлением мы по - новому увидели его во время войны. Он стал суровее в осажденном Ленинграде. Его лицо обветрила Балтика. Ненависть закалила стих и напоила его металлом. В стихотворении «Киров с нами» он дал незабываемый образ города - воина.
Боевые молнии, словно вспышки орудия, сверкают в стихах Алексея Суркова. Он откликается короткой поэтической очередью на каждое крупное событие войны. Он стал военным корреспондентом в лучшем, в поэтическом смысле этого слова. Он всегда в стане воинов, боец - поэт. Перед ним всегда его лучший читатель - боец Красной Армии. А стихи всегда доходчивее, когда они напевны, и многие стихи Суркова переходят в песни. «Песня смелых» - это энергичный, бодрый марш:
Смелыми Сталин гордится,
Смелого любит народ.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.