Перед пятым раундом

опубликовано в номере №867, июль 1963
  • В закладки
  • Вставить в блог

Его ждут с нетерпением не только любители легкой атлетики, но и приверженцы других видов спорта. Его ждут миллионы людей повсюду, где любят спорт. Его ждут! И он состоится 20 и 21 июля в Москве— матч легкоатлетических команд СССР и США...

Накануне пятого, «юбилейного» матча СССР — США мы встретились, так сказать, за круглым столом с его «ветеранами» и попросили их поделиться впечатлениями о прошлом этих увлекательных соревнований, высказать мысли об их будущем.

Одним из инициаторов матчей легкоатлетических команд СССР и США является заслуженный тренер Леонид Хоменков. Он помнит, как долго препятствовала матчу реакционно настроенная группа конгрессменов США. Однако совместными усилиями спортивных организаций обеих стран политические барьеры, стоящие на пути к соглашению, были устранены.

— В декабре 1956 года, во время XVI Олимпийских игр в Мельбурне прошло совещание на высшем спортивном уровне,— рассказывает Хоменков.— Представители СССР и США договорились наконец, о регулярном проведении матчей легкоатлетических команд. Полтора года спустя в нашей столице состоялся первый «матч столетия». Его результаты превзошли надежды самых восторженных приверженцев идеи дружественных контактов спортсменов с различными политическими убеждениями...

Каждому человеку приятно видеть то, что его усилия, затраченные на достижение какой-то цели, не пропали даром. Думаю, что именно такое чувство разделяет со мной и мой коллега Дан Феррис. Когда велись переговоры об организации матчей, он был генеральным секретарем любительского атлетического союза США и сделал очень многое в разрешении целого ряда проблем, связанных с матчем. Мы здорово с ним тогда поработали :и стали с тех пор добрыми друзьями...

Олимпийская чемпионка Вера Кренкина принимала участие во всех четырех «матчах гигантов». Она была свидетельницей многих волнующих эпизодов. Однако наибольшее впечатление на нее произвела заключительная часть последнего матча в калифорнийском городе Пало-Альто. Вера вспоминает:

— Уже закончились спортивные баталии на дорожке и в секторах, стали известны все победители, но публика не расходилась. Обычно на церемониях закрытия соревнований остаются лишь самые ярые болельщики. А тут «полный кворум» на трибунах! И эти трибуны взорвались бурей оваций, как только на поле вышла колонна советских и американских атлетов. Неожиданно для всех тщательно продуманный ритуал закрытия был нарушен. Шагающие бок о бок соперники, словно сговорившись, соединили руки в крепком рукопожатии... Восторженный крик буквально катился по трибунам, заглушив громадный оркестр. Были видны лишь десятки тысяч поднятых вверх рук. Вот оно, истинное отношение к ним американского народа! Вот он, апофеоз «матча гигантов»! Это были волнующие минуты. Я видела, что у многих участников марша появились на глазах слезы радости. Очки и рекорды, победы и поражения — все было позабыто, всем стало ясно, что самое ценное — это дружба спортсменов двух великих народов.

— Да! Все было здорово в Пало-Альто,— соглашается чемпион Европы в десятиборье Василий Кузнецов.— Именно потому, что последний матч прошел прекрасно, нельзя без досады вспомнить то, что было на втором матче, в 1959 году. Тогда советские атлеты впервые ступили на землю США. Мы прибыли в Филадельфию и были явно разочарованы, когда увидели древний стадион Пенсильванского университета. Я на себе испытал, что такое грунтовая дорожка без дренажа на стадионе «Франклин-Филд», когда бежал по ней под проливным дождем... Как день отличается от ночи, так и стадион «Мемориал» в Пало-Альто разнится от «Франклин-Филда». Станфордский университет располагает отличным комплексом современных спортивных сооружений. В Пало-Альто был настоящий легкоатлетический рай с идеальными условиями для рекордных свершений!

Чемпион XVII Олимпийских игр, чемпион Европы и рекордсмен мира в беге на 10 тысяч метров Петр Болотников поделился следующими воспоминаниями и мыслями:

— Мне посчастливилось выступать во всех четырех матчах. Особенно запомнился мне первый день филадельфийского матча. Речь идет о весьма поучительном забеге на 10 тысяч метров. Когда дали старт, все шло как положено. Наши ребята впереди, соперники — сзади. И вдруг в конце двенадцатого круга неизвестный нам Роберт Сот неожиданно сделал спурт чуть ли не со спринтерской скоростью. Он намного оторвался от остальных. В погоню за ним пустился эстонец Хуберт Пярнакиви. На седьмом километре Хуберт настиг «беглеца». Но этот рывок отнял у обоих много сил. К тому же стояла нестерпимая жара. Только стайер может представить себе в полной мере, что такое 35-градусная жара при большой влажности воздуха. Километра за полтора до финиша Роберт Сот вдруг начал замедлять бег, шататься, а затем вообще утратил всякий контроль над собой. Он стал метаться из стороны в сторону, спотыкаться, но все же судорожно рвался вперед. Было ясно, что он вот-вот рухнет на землю. Зрители повскакали с мест. На трибунах творилось нечто невообразимое. Действительно, невозможно было без содрогания наблюдать эту драму на беговой дорожке. Вдруг Сот остановился, мгновение постоял, словно, в раздумье, и... повернул в обратную сторону. Тут же он упал навзничь. Беднягу унесли в бессознательном состоянии.

С трудом продолжал бег и Хуберт. Голова его была запрокинута, руки болтались, как плети. И все-таки он нашел в себе силы закончить дистанцию. Боб Сот, видимо, задался целью измотать силы моих товарищей и, жертвуя собой, стремился обеспечить победу своему напарнику Труэксу. Эта безрассудная затея не оправдала себя. Чтобы осуществить подобное, мало одного мужества и самоотверженности, необходима еще хорошая тренированность. А в ту пору данными качествами не обладал ни один стайер США, где, к сожалению, бег на длинные дистанции не пользуется популярностью... Рекордсмен мира и чемпион Европы по прыжкам в длину Игорь Тер-Ованесян высказал конструктивные предложения по организации будущих матчей:

— В начале года в США находилась группа советских легкоатлетов : Валерий Брумель, Валерий Булышев и я. Мы выступили в нескольких состязаниях в закрытом помещении. А заслуженный тренер СССР Гавриил Коробков тем временем вел переговоры с руководителями легкоатлетических организаций США о проведении в будущем матчей СССР — США ежегодно, даже в сезон Олимпийских игр. Ну, а коль так, то неплохо было бы довести программу матчей до полной программы Олимпийских игр, включая и марафонский бег. Наши матчи тогда станут генеральными репетициями перед олимпийскими состязаниями.

Кроме того, я считаю, что нужно допускать к выступлениям в каждом виде соревнований по три спортсмена, а зачет по-прежнему производить по двум лучшим. Наличие запасного в каждом номере программы исключит возможность влияния случайностей на результаты командной борьбы. Помню, как в 1958 году Г. Мак-Кензи не смог закончить бег на 10 тысяч метров и команда США лишилась важного очка. Не застрахованы от подобных потерь и другие атлеты. А нечего греха таить: боязнь утраты зачетных очков порой сковывает инициативу спортсменов. При наличии «подстраховщиков» ведущие спортсмены будут выступать куда смелее, смогут рисковать, а следовательно, и состязания станут острее.

Наконец, старший тренер сборной команды СССР Гавриил Коробков поделился впечатлениями о встречах с руководителями американской легкой атлетики:

— «Матч гигантов» в Пало-Альто прошел чудесно, в чем громадная заслуга Пэйтона Джордана, замечательного человека и крупного специалиста легкой атлетики. Немало способствовал успеху всей встречи и старший тренер команды США Джон Элкерс, с которым мы легко договаривались по всем вопросам. Стоит отметить, что во время нашего последнего пребывания в США тон американских газет в отношении нас был весьма дружелюбным. Но мне хочется рассказать о весьма примечательном разговоре с Дугласом Дил-лоном, состоявшемся четыре года назад. Тогда он был заместителем государственного секретаря США и принимал нашу команду в Вашингтоне после матча в Филадельфии. В дружеской беседе Диллок пошутил: «Как вы думаете, не лучше ли все политические споры между СССР и США разрешать при помощи спортивных матчей?» Поддерживая шутку, я согласился. И сейчас, вспоминая наш разговор, я говорю: добро пожаловать к нам в гости, господа, мы рады приветствовать вас на советской земле!

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены