Павел Андреевич Федотов

Г Недошивин| опубликовано в номере №590, декабрь 1951
  • В закладки
  • Вставить в блог

Имя художника Павла Андреевича Федотова принадлежит к числу славнейших имён русского искусства. Его жизнь - замечательный образец русской талантливости, сумевшей, преодолевая множество трудностей, с большой пользой послужить своему народу. Его судьба - горестная повесть о том, как самодержавно-крепостнический строй погубил замечательного мастера живописи.

Федотов родился в 1815 году в бедной семье отставного офицера. С самых ранних лет он наблюдал жизнь простого народа, узнал её и стал, в сущности, первым в русском искусстве её правдивым и глубоким изобразителем. Он не получил систематического художественного образования. Его школьные годы прошли в Московском кадетском корпусе, по окончании которого он стал офицером одного из Петербургских полков. Самоучкой, урывками овладевал он техникой рисования и живописи, чтобы посвятить себя любимому делу. Вначале Федотов делал портреты своих однополчан, зарисовывал сцены солдатских учений и бивуачной армейской жизни, набрасывал карикатуры на отдельных офицеров. Но скоро направление его творчества резко изменилось: он почти целиком обращается к бытовым сценам, то показывая нам повседневную жизнь мелкого городского люда, то едко и язвительно высмеивая пороки современного ему уклада жизни.

Любопытно, что одним из первых направил молодого художника на этот новый тогда для искусства путь знаменитый баснописец Крылов. Увидев рисунки Федотова, он настойчиво советовал ему «отдаться своему настоящему призванию - изображению народного быта».

Тогда в русской живописи мало было художников, посвятивших себя изображению жизни народа, и не было среди них никого, кто бы смело и последовательно обличал самодержавно-крепостнический строй: произвол властей, корыстолюбие купцов, тупую чванливость и самодурство дворянства.

Именно такие задачи поставил перед собой Федотов. Его искусство достигло своего расцвета во второй половине 40-х годов XIX века. Художник был тесно связан с передовыми идеями своего времени - а это было время, когда Гоголь проложил новые пути для русской литературы, когда молодые, демократически настроенные писатели вели бой за близкое народу искусство под знаменем Белинского, когда зрели революционные настроения среди передовых русских людей.

Великая историческая заслуга Федотова в том, что он направил русскую живопись по тому же благородному пути демократических идей. Его многочисленные сатирические рисунки, его широко известные картины «Разборчивая невеста», «Свежий кавалер», «Сватовство майора», «Завтрак аристократа», «Вдовушка», «Анкор ещё анкор» открыли новую эпоху в истории русского искусства. Федотов решительно порвал с условностями господствующего тогда академического искусства; в его маленьких по размеру картинах нас пленяет огромная наблюдательность, умение живо и непосредственно рассказать о тех или иных происшествиях, взятых из самой гущи повседневности. Вот перед нами промотавшийся дворянин - майор, озабоченный «поправкой обстоятельств» с помощью женитьбы на богатой купеческой дочке, родителям которой хочется породниться с офицером. В картине всё необыкновенно метко: и лихо закручивающий ус майор, и купчика, с трудом застёгивающий на животе сюртук, и жеманящаяся дочка, и любопытные слуги, и все мельчайшие детали обстановки, данные с величайшей характерностью, - всё, вплоть до «намывающей гостей» кошки. Невольно приходят на память столь же живые сцены из комедий Островского. Федотов насмехается здесь над пустоголовым, разорившимся дворянчиком, развенчивая этого представителя «цвета общества». Он преследует его и в другой своей картине - «Завтрак аристократа». Здесь перед нами тоже вконец промотавшийся дворянин, торопливо прячущий кусок чёрного хлеба при звуке шагов входящих гостей. Сколько в этих «героях» Федотова пустопорожнего ничтожества, мелкого фатовства!

Но Федотов не только насмехается и разоблачает. Он и берёт под свою защиту угнетённых и обездоленных, повествуя, например, о горькой судьбе бедной вдовы, оставшейся без куска хлеба, потому что её скудное имущество продаётся за долги.

Федотову было трудно жить; он и сам бедствовал, лишённый поддержки. Его высокопоставленные покровители отвернулись от него, лишь только стало ясно направление творчества художника; царское правительство запрещает ему издание его сатирических рисунков. «Многому бы народ научил, да цензура мешает», - записывает в своём дневнике художник. Но ничто не может заставить Федотова изменить своему долгу - долгу художника-демократа. Он до конца дней своих остаётся верным избранному направлению, закладывая основы национально-русского демократического реализма в живописи.

Однако нужда, лишения, мрачная действительность николаевской реакции, окружавшая художника, подорвали его физические и нравственные силы. Федотов сходит с ума и умирает, окружённый участием лишь маленькой группы друзей, в 1852 году.

И всё же заветы Федотова не пропали даром. За ним пришло новое поколение передовых художников-демократов, окончательно утвердивших торжество реализма в русском искусстве. И это новое поколение художников, таких, как В. Перов, Н. Крамской и другие, свято чтило в лице Федотова зачинателя нового, подлинно народного искусства.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Начало настоящего пути

Из цикла рассказов о Некрасове