Школа ученичества главных Ярославских мастерских
УТРО. ГОРОД просыпается. Грудь распирает крепкий пьянящий воздух. Протяжно взревели гудки, призывая на работу.
Фабзайцы идут весело. Шустрый мальчуган - на руках под подбадривающие крики товарищей, Натока «Бульдог», коренастый озорной крепыш, все старается кого - нибудь толкнуть и приложить клепку.
Быстро оживает школа в спорах, смехе и песнях. Весна. И уроки на ум не идут.
- Это во цвете - то лет и сил, да геометрия. Провались она в тартарары.
- Верно. Как - то не сосредоточиться. Нельзя спокойно заняться делом, - басит Серега «Зеленуха».
Но не все балуют. Вот, рядом с ребятами, льющими воду из бутылки в карманы зазевавшихся товарищей, группа комсомольцев горячо обсуждает рассказик Петряка в «Молодом ленинце». Петряк, кстати, у нас в школе пользуется большой популярностью. Фабзайцы - рабфаковцы, те еще посерьезнее. С утра зарядились толковать о ноте, Лиге Времени и нагрузке работой. Так идет время до начала занятий. Стараясь покрыть шум, Ванька «Полюха» кричит во все горло:
- Ребята, сегодня состязание на поле «ОКС».
- Молодчага, рыжий, качать его, ребята...
- Тише, вы, черти. Подождите минуту. Завтра занятия литературно - драматического кружка, сегодня собрание юнкоров стенной газеты, - объявляет редактор.
- Замри, учком идет, - угрожающе шепчет от дверей Митька «Хлеб».
Входит Сашка «Барин», строго оглядывает ребят, начинает поверять наличие учеников в классе...
Первый урок - губсовпартшкольца Шуры. Сочно, образно идет рассказ о французской революции. Ребята внимательно слушают, потом делают выводы и обмениваются мнениями. В конце урока лектор «заколачивает гвозди», объясняет правильную точку зрения и исправляет ошибки отдельных товарищей.
УРОКИ КОНЧЕНЫ. Из столовой «Ильича» ребята направляются в учебные мастерские и цеха. Инструктор Никитин, он же Яша «Филин», разъясняет, кому в какую бригаду идти и какой инструмент брать. Закипает работа, Строгает железо напильник, плющатся заклепки под ударами пудовых молотов, прямятся рамы, бешено грызут сталь автоматические сверла и зубила. Быстро бегут ремни, легонько подрагивают трансмиссии, рокочут шестеренки, визжат резцы, равномерно ходят вперед и назад, поблескивая в солнечных лучах, огромные поршни и валы. Адским жаром пышат печи, на лету подхватываются подъемником огромные красно - белые куски стали и под могучими ударами большого молота превращаются в оси, дышла и другие части паровоза. Вот по воздуху несется на подъемном кране большая бадья. Кипит, клокочет жидкий чугун, летят во все стороны тысячи красных, белых и синеватых искр. С измученных лиц рабочих ручьем течет пот, глазам больно глядеть, но форма готова и «кати дальше».
И так, из взятого с кладбища жалкого подобия паровоза коллективные рабочие руки создают могучих красавцев «сормаков».
НА КАНАЛЕ СБОРНОГО цеха стоит невзрачный на вид паровоз серии Нв № 176. На нем кипит работа. Тут ребята уже не болтают, как утром в классе. Дело большое. В капитальном ремонте первый в СССР паровоз, выпускаемый исключительно силами фабзайцев. Ученики в количестве 28 - ми человек работают под руководством двух инструкторов без всяких указаний со стороны. Даже чертежи и те делаются учениками. Наша надежда после генеральной прокатки выпустить паровоз на славу.
Немало было препятствий у работающей над паровозом четвертой группы фабзавучников. Начальник мастерских, он же Зав. Школой, Филатов, в свое время издал приказ: «Отобрать у учеников паровоз и выпустить в три дня в счет производственной программы». Отстояли райкомы РКП и РКСМ, спасли школу от бесчестья, дали Филатову нахлобучку. Еще больше было сомнений и неудач - то не годится цилиндр, то перешабрили золотник.
Не раз в начале работы поддевали взрослые рабочие:
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Организация и задачи планерных кружков