7 октября 1880 года в мастерскую Ильи Ефимовича Репина в Большом Трубном переулке вошёл необычный посетитель.
«... В моей маленькой мастерской под вечер всё вдруг приняло какой - то заревой тон и задрожало в особом приподнятом настроении, когда вошёл ко мне коренастый господин с окладистой серой бородой, большеголовый, одетый в длинный чёрный сюртук.
Лев Толстой. Неужели? Так вот он какой!
Я хорошо знал только его портрет работы И. Н. Крамского и представлял себе до сих пор, что Лев Толстой очень своеобразный барин, граф, высокого роста, брюнет и не такой большеголовый...» - вспоминал Репин об этой встрече.
В тот вечер они беседовали допоздна.
Прощаясь, Толстой предложил Репину в свободное время по окончании работы заходить к нему, чтобы вместе совершать вечерние прогулки.
Эти прогулки продолжались почти ежедневно вплоть до возвращения Толстого в Ясную Поляну. По бесконечным московским бульварам они заходили часто очень далеко и возвращались назад на конке, и непременно «на империале», как любил Толстой.
Первое знакомство положило начало большой дружбе между великими людьми. Их объединяла горячая любовь к Родине, к русскому народу, противоречивые, но страстные поиски путей для облегчения его страданий.
Вторая встреча произошла в 1887 году, через семь лет, в течение которых Репин и Толстой регулярно переписывались. Гостя в Ясной Поляне, Репин сделал, кроме ряда набросков к картине «Толстой на пашне», законченной позже, два портрета писателя и в том числе знаменитый портрет Толстого в тёмной блузе, помеченный «1887, 13 - 15 августа, Ясная Поляна».
Толстого писали многие художники, но первенство как по количеству произведений, так и по их значительности принадлежит Репину. Он был также одним из первых иллюстраторов произведений Толстого.
Во время следующего посещения Ясной Поляны, в июне - июле 1891 года, Репин, помимо многочисленных набросков и рисунков, два из которых приводятся на этой странице, сделал ещё три портрета Толстого маслом: Толстой, лежащий под деревом с книгой, Толстой в яснополянском кабинете и небольшой этюд, на котором вновь запечатлел писателя на пашне.
Работая над этим этюдом, художник в течение шести часов наблюдал за Толстым, пахавшим поле одной крестьянки - вдовы.
Впоследствии Толстой и Репин виделись не раз. Но эти первые встречи произвели на обоих особенно яркое впечатление, врезались в память на всю жизнь.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.