К пяти часам вечера стихает немного гуд трансмиссии. Слышен плеск мыльной воды у резцов. Скрипит проволочная метла, сбрасывающая на пол разноцветные пружинки стружек. Вдалеке веселится сигнальный звонок.
Рабочие оттирают зеленым мылом и опилками серые руки.
В разные стороны по заводским дорожкам идут торопливые люди.
Завтра - выходной. Быстро пройдет ночь, и тысячи лыжников разбегутся по тропинкам Советского союза. Свежий ветер проветрит легкие. Затекшие мускулы приобретут упругость. Огромная зарядка силы и бодрости придет вслед за хорошо организованной лыжной вылазкой.
Десятки и сотни тысяч пар лыж надо выбросить на советский рынок, чтобы полностью снабдить трудящуюся молодежь. Это можно сделать только при условии тщательной подготовки к лыжному сезону. Старая поговорка: «Готовь сани летом, а телегу зимой» - вполне здесь применима...
Физкультурный магазин Петровского пассажа своевременно заготовил лыжи для многих сотен покупателей.
Эдуард Дженнер, изобретатель оспопрививания, выдержал в свое время страшную борьбу с попами. Несмотря на проклятия церкви, направленные на «дьявольское наваждение, оскверняющее душу», прививка оспы быстро распространилась по Европе. Кошмар человечества - оспа - стал угасать.
Но в царской России среди отсталых и забитых народностей оспа продолжала хозяйничать. Систематической напряженной борьбы с нею никто не вел.
Продолжатели дела христианских попов - туркменские знахари всячески сопротивляются распространению вакцинации. Они объявили ее враждебной религии.
Советская власть пошла на труднейший приступ, чтобы одновременно убить заразу и мракобесие. Советская медицина одержала за последние годы крупные победы. Она проникла в самые отдаленные углы нашего Союза, неся отсталым народностям оздоровление и социалистическую культуру.
Все чаще отдают предпочтение врачу перед знахарем туркменские крестьяне, в первую очередь колхозники. Сейчас в колхозах проводится оспопрививочная кампания. За все время не было случая отказа колхозников от прививки оспы.
- Подумаешь, украшения - ковры, статуи!
Василий Лузяев презрительно пожал плечами и добавил:
- Я этого не признаю.
С ним начали ожесточенно спорить. Он пробовал доказывать правоту своих слов, но вскоре умолк, побежденный.
Должно быть, мало найдется молодых рабочих и вузовцев, которые подобно Лузяеву, наплевательски относятся к красивым вещам, к здоровому уюту, к тщательно отполированной мебели.
Чистота, красивая остановка, удобные кресла, художественные картины и плакаты помогают работать и отдыхать.
Многие знают об этом, но очень немногие заботятся о создании подобных условий для отдыха.
Отличным примером являются руководители, днепропетровского Дворца культуры. Комната отдыха в этом дворце - наглядный урок заботы об удобствах отдыхающих рабочих.
Гулко ударяет колокол Минераловодского конского завода. Со всех сторон идут в столовую рабочие. На чистых клеенках, окруженные паром, стоят миски с вкусным мясным супом. Через окно, прорезанное в стене кухни, виден повар, раскладывающий на тарелки кашу с кусочками мяса. В стороне работница в белом фартуке режет пышный, хорошо выпеченный хлеб.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.