Казалось бы, что с «брассом» покончено. Этот самый разработанный стиль должен уступить место более совершенным - «кролю» и «треджену».
Еще в 1810 году немецкий генерал, основатель первых военных школ плавания в Праге, дал описание стиля «брасс». Строго блюдя законы столетней техники, брассисты делали замахи руками в воде. Это сильно снижало скорость.
И вот в «брассе» наступает революция. Когда рекорды в «кроле» стремительно пошли вверх, благодаря проносу рук по воздуху, американцы решили видоизменить «брасс». Они применили в «брассе» холостой ход рук по воздуху. Появилась новая разновидность «брасса» - «баттерфляй» (летающая бабочка). Американец Хиггинс установил техникой бабочки в «брассе» мировой рекорд, проплыв 100 метров на груди в 1 минуту 10,8 секунды, и побил феноменальный рекорд француза Картоне - 1 минута 12,4 секунды, результат которого считался техническим пределом в «брассе».
Тут в спор мировых рекордсменов вступили два комсомольца: красноармеец Семен Бойченко и сталинградец Леонид Мешков. Быстро усвоив новую технику, они по очереди три раза били рекорд Хиггинса. Бойченко в первый раз (в декабре 1935 года) проплыл 100 метров на груди в 1 минуту 08 секунды. Мешков 19 марта этого года в подарок X съезду ленинского комсомола дал новый мировой рекорд - 1 минуту 07,4 секунды. Ровно через месяц Бойченко финишировал в 1 минуту 06,2 секунды. «Парадной» технике немецкого генерала пришел конец.
Техника «баттерфлей» увеличила рабочее движение рук в воде с четверти окружности до полукруга. Это вызвало нападки сторонников «классического брасса». Пока идет спор: можно ли, плывя «брассом», так выбрасывать руки из воды (в официальных международных правилах точной формулировки на этот счет нет), специалисты уже работают над тем, можно ли в «брассе» изменить также и работу ног...
За помощью обратились к технике «кроля». Сделали «гибридизацию» ножных движений двух стилей и получили новый стиль, названный за сходство движений человеческих ног с зигзагообразной работой рыбьего хвоста «дельфином».
Так непрерывно совершенствуется техника плавания. Борьба за мировые рекорды - это борьба за новые, более совершенные стили. Непрерывно во всех странах идет исследовательская работа лучших тренеров.
Особенно широко поставлена работа с пловцами в двух странах: Японии и США.
На Лос-анжелесской олимпиаде 1932 года японцы разгромили американскую команду пловцов, не знавших до этого не только поражения, но и просто конкуренции. Последний матч между Японией и США произошел в Япония прошлым летом, и снова победа досталась японским пловцам, несмотря на то что в команде Америки были два преемника Вейсмюллвра: Потер Фик и Медика, - которым принадлежат мировые рекорды в плавании «кролем».
В Японии даже дети проходят несколько раз в неделю испытание на дистанцию 1 500 метров.
Тренировка на выносливость повышает скорость. Так например, Лили Андерсен отмечает, что под ее наблюдением шведка Улла Эриксон за несколько недель улучшила время на 100 метров с 1 минуты 22 секунд до 1 минуты 15,8 секунды.
Для «отработки» стиля тренеры заставляют пловца изучать движение руками и ногами отдельно. Пловцам связывают ноги, когда нужно работать одними руками, дают в руки доски, когда следует плыть с помощью одних ног. Некоторые пловцы достигают виртуозности в работе отдельными конечностями. Американец Лауфер ухитряется плыть одними ногами 50 метров в 34 секунды. «Тренировочной доской» - наиболее простым приспособлением для холостого хода рук - пользуются сейчас во всех бассейнах и школах плавания. Отделка стиля требует сейчас высокого мастерства и от тренера и от пловца.
Наши чемпионы: Бойченко, Соколова, Борисов, Шумин, Алешина, Мешков, Голубев - замечательные пловцы международного экстра-класса. Советские «вейсмюллеры» ждут своего старта. Но нам нужно еще многому поучиться у американских и японских пловцов, чтобы, непрестанно улучшая учебную работу, воспитывая в каждом мастере культуру тренинга, анализируя все тонкости стиля, завоевать и в этой области первое место в мире.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Речь по радио Анны Кирилловны Заломовой