Все эти меры по ликвидации безграмотности, систематизации и укоренению повсеместного образования, предпринятые советским государством, принесли плоды — согласно переписи населения 1959 года, в СССР практически не осталось безграмотных, а количество людей с высшим образованием приблизилось к 20 %.
Еще одним заметным нововведением советской эпохи стала реформа, предписывающая школам ввод профессионально-технического образования. Принятая в 1984 году, она предполагала дополнение всеобщего среднего образования всеобщим профессиональным, то есть фактически планировалось постепенное введение специальных предметов, способствующих получению рабочих профессий. И всё это за счет школы. Однако полностью переориентировать молодёжь на производство не удалось. Началась перестройка.
Именно с таким багажом в области образования вступила в переломный 1991 год Россия. Страна, пережившая распад СССР и унаследовавшая вместе с огромной территорией советские достижения, неожиданно для себя самой стала демократической.
Следующим этапом в длинной цепи образовательных реформ стал принятый в 1992 году закон «Об образовании». Учитывая нехватку государственных средств на финансирование высших учебных заведений, закон предполагал допущение наряду с государственным и негосударственного образования, что фактически означало появление частных учебных заведений и влекло за собой самый настоящий переворот в системе образования России. И если в 1992/1993 учебном году в стране не было негосударственных вузов, то спустя три года их стало 193! И количество частных высших учебных заведений продолжало расти как на дрожжах, особенно после того, как многие из них получили право дипломировать своих выпускников документами государственного стандарта. Результаты не заставили себя ждать: количество студентов выросло в разы, а в России появились серьёзные, подчас конкурирующие с лучшими государственными вузами частные высшие учебные заведения.
Ещё одним серьёзным последствием принятого в 1992 году закона стало внедрение системы платного образования в государственных вузах – стали появляться дополнительные места на факультетах, открывались целые отделения, функционирующие одинаково эффективно как для бюджетников, так и для платников.
Очередным нововведением, в корне повлиявшим на образовательный процесс, стал ЕГЭ – единый государственный экзамен, программа которого была постепенно апробирована и принята с 2001 года. Этот экзамен, являющийся одновременно выпускным в школе и вступительным в вуз, централизованно проводится в средних учебных заведениях – школах, лицеях и гимназиях. Выполненный в виде набора тестовых заданий, он един для всей России. Вместо привычной системы оценок выставляются баллы за каждый из сданных предметов, а полученное по итогам ЕГЭ свидетельство о результатах является одновременно и «пропуском» в вуз. Чем выше баллы по требуемым предметам, тем больше шансов попасть в желаемый вуз и на конкретный факультет.
Как и следовало ожидать, у этой реформы оказались и противники. Однако критика ЕГЭ не была принята к сведению, и система осталась прежней — 15 мая 2009 года Верховный суд России подтвердил законность этой формы экзамена, отклонив многочисленные иски недовольных учеников и родителей.
Следующей ступенью в развитии образовательной системы России стал принятый Государственной думой РФ 23 апреля 2010 года законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». Фактически с 1 января этого года школы должны были перейти на частичное самофинансирование.
1 декабря 2010 года текст нового проекта федерального закона «Об образовании» был размещён в Интернете для его общественного обсуждения. Согласно этому проекту, в старших классах планировалось оставить четыре обязательных предмета: физкультуру, Россию в мире, ОБЖ (основы безопасности жизнедеятельности) и индивидуальный проект. Остальные предметы (русский язык и литература, математика, алгебра, геометрия, информатика, история, физика, химия, биология, география) предполагалось разбить на шесть групп необязательных предметов. Общественность и педагоги встретили реформу в штыки. Под давлением авторитетных специалистов и возмущённых родителей старт этой реформы отложили до 2020 года.
Словом, последнее слово в этой «битве века» не сказано, очевидно одно: это не первая и далеко не последняя попытка провести реформу образования в современной России. Остаётся надеяться, что она принесёт реальную пользу стране.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Практические советы школьнику (и его родителям) за рубежом
Проект закона «Об образовании» вреден для будущего России
Есть ли жизнь после филфака?