От богословия к ЕГЭ

Антон Ванденко|14 Апреля 2011, 15:45| опубликовано в номере №1758.1, апрель 2011
  • В закладки
  • Вставить в блог

Все эти меры по ликвидации безграмотности, систематизации и укоренению повсеместного образования, предпринятые советским государством, принесли плоды — согласно переписи населения 1959 года, в СССР практически не осталось безграмотных, а количество людей с высшим образованием приблизилось к 20 %.

Еще одним заметным нововведением советской эпохи стала реформа, предписывающая школам ввод профессионально-технического образования. Принятая в 1984 году, она предполагала дополнение всеобщего среднего образования всеобщим профессиональным, то есть фактически планировалось постепенное введение специальных предметов, способствующих получению рабочих профессий. И всё это за счет школы. Однако полностью переориентировать молодёжь на производство не удалось. Началась перестройка.

Именно с таким багажом в области образования вступила в переломный 1991 год Россия. Страна, пережившая распад СССР и унаследовавшая вместе с огромной территорией советские достижения, неожиданно для себя самой стала демократической.

Частные вузы, платное образование и ЕГЭ

Следующим этапом в длинной цепи образовательных реформ стал принятый в 1992 году закон «Об образовании». Учитывая нехватку государственных средств на финансирование высших учебных заведений, закон предполагал допущение наряду с государственным и негосударственного образования, что фактически означало появление частных учебных заведений и влекло за собой самый настоящий переворот в системе образования России. И если в 1992/1993 учебном году в стране не было негосударственных вузов, то спустя три года их стало 193! И количество частных высших учебных заведений продолжало расти как на дрожжах, особенно после того, как многие из них получили право дипломировать своих выпускников документами государственного стандарта. Результаты не заставили себя ждать: количество студентов выросло в разы, а в России появились серьёзные, подчас конкурирующие с лучшими государственными вузами частные высшие учебные заведения.

Ещё одним серьёзным последствием принятого в 1992 году закона стало внедрение системы платного образования в государственных вузах – стали появляться дополнительные места на факультетах, открывались целые отделения, функционирующие одинаково эффективно как для бюджетников, так и для платников.

Очередным нововведением, в корне повлиявшим на образовательный процесс, стал ЕГЭ – единый государственный экзамен, программа которого была постепенно апробирована и принята с 2001 года. Этот экзамен, являющийся одновременно выпускным в школе и вступительным в вуз, централизованно проводится в средних учебных заведениях – школах, лицеях и гимназиях. Выполненный в виде набора тестовых заданий, он един для всей России. Вместо привычной системы оценок выставляются баллы за каждый из сданных предметов, а полученное по итогам ЕГЭ свидетельство о результатах является одновременно и «пропуском» в вуз. Чем выше баллы по требуемым предметам, тем больше шансов попасть в желаемый вуз и на конкретный факультет.

Как и следовало ожидать, у этой реформы оказались и противники. Однако критика ЕГЭ не была принята к сведению, и система осталась прежней — 15 мая 2009 года Верховный суд России подтвердил законность этой формы экзамена, отклонив многочисленные иски недовольных учеников и родителей.

Следующей ступенью в развитии образовательной системы России стал принятый Государственной думой РФ 23 апреля 2010 года законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». Фактически с 1 января этого года школы должны были перейти на частичное самофинансирование.

Что дальше?

1 декабря 2010 года текст нового проекта федерального закона «Об образовании» был размещён в Интернете для его общественного обсуждения. Согласно этому проекту, в старших классах планировалось оставить четыре обязательных предмета: физкультуру, Россию в мире, ОБЖ (основы безопасности жизнедеятельности) и индивидуальный проект. Остальные предметы (русский язык и литература, математика, алгебра, геометрия, информатика, история, физика, химия, биология, география) предполагалось разбить на шесть групп необязательных предметов. Общественность и педагоги встретили реформу в штыки. Под давлением авторитетных специалистов и возмущённых родителей старт этой реформы отложили до 2020 года.

Словом, последнее слово в этой «битве века» не сказано, очевидно одно: это не первая и далеко не последняя попытка провести реформу образования в современной России. Остаётся надеяться, что она принесёт реальную пользу стране.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Школа, good bye! Здравствуй, school!

Практические советы школьнику (и его родителям) за рубежом

Рынок образовательных услуг

Проект закона «Об образовании» вреден для будущего России

Филfuck

Есть ли жизнь после филфака?