На киностудии «Мосфильм» недавно закончились съемки художественно-документальной картины о жизни и творчестве заслуженного артиста РСФСР Евгения Урбанского. Мы попросили режиссера-постановщика этого фильма Е. Г. Сташевскую-Народицкую рассказать о герое этой картины -о человеке, коммунисте, художнике - Евгении Урбанском. выйти победителем из самых жестоких испытаний, и шофера Пронякина, которому открылась радость труда на благо людей, и других героев Урбанского. Почему же образы, созданные им в кино, завоевали признание зрителей? Дело тут, конечно, не только в блестящем природном даровании актера. Герои Евгения Урбанского близки и дороги каждому советскому человеку еще и потому, что они стали галереей ярких образов, которая отличается поразительной исторической последовательностью. В судьбе киногероев Урбанского отразились важнейшие события жизни советского народа: революция, гражданская война, становление молодого социалистического государства, великая война против фашизма, мирное послевоенное строительство. Герой Урбанского на экране - это собирательный образ нашего современника, вобравший в себя лучшие, типические черты строителя, солдата, творца. В фильме «Коммунист» Губанов - Урбанский по призыву партии в обстановке послевоенной хозяйственной разрухи строит первую в стране электростанцию. В незаконченной картине «Директор» матрос-балтиец Зворыкин - Урбанский руководит строительством автозавода и выпускает первый отечественный грузовик. В фильмах «Баллада о солдате» и «Пядь земли» герои Урбанского на переднем крае борьбы с фашизмом; кончилась война, и таежный проводник Сергей - Урбанский из фильма «Неотправленное письмо» ищет алмазные месторождения; Пронякин - Урбанский добывает руду в районе Курской магнитной аномалии, Астахов - Урбанский испытывает сверхзвуковые самолеты - он на страже мирного труда советского народа. Герои Урбанского - строители коммунизма. Некоторые из них, выполняя эту высокую миссию, погибают. Погибают, утверждая жизнь. 5 ноября 1965 года, во время съемок новой картины, как солдат на посту, погиб и сам Евгений. Ему было всего 33 года. За сорок минут до своей трагической гибели он написал письмо к своей жене Дзидре Артуровне Ритенбергс, актрисе театра имени К. С. Станиславского. Он закончил письмо словами о себе: «Твой счастливый и грустный, сильный и слабый». Да, этот талантливый молодой человек с мужественной, пожалуй, даже чуть грубоватой внешностью был в то же время обыкновенным человеком, которому все человеческое было не чуждо... Но главным в характере Урбанского были его принципиальность, его честность, его поэтичность, его обаяние. Может быть, именно поэтому так правдивы его герои. Не случайно известный советский кинорежиссер, постановщик фильма «Коммунист» Ю. Я. Райзман говорил об Урбанском: «Когда Женя снимался в роли Губанова, он был еще неопытным актером. И успех пришел к нему потому, что произошло полное совпадение образа Василия Губанова с личными качествами самого Урбанского». У Жени было трудное детство, связанное с явлениями, имевшими место в прошлом и решительно осужденными партией. Но никакой обиды, ни одного темного уголка, где бы могла она прятаться, не было в его сердце, не было и размягчающей жалости к себе в душе этого удивительного человека. Он всегда оставался самим собой - настоящим советским человеком, верящим в правоту партии, в торжество правды и справедливости. Впрочем, лишь однажды Урбанский поступился правдой. Но и ошибка эта тоже была характерна для честной натуры Евгения. Случилось это в одном из зарубежных кинотеатров после триумфальной демонстрации фильма «Коммунист».
- Вы коммунист? - спросил его кто-то из зрителей.
- Разумеется, - ответил Женя. Когда в гостинице к нему обратился с тем же вопросом кто-то из советской делегации, Женя сказал: «Нет еще. Но там ответить иначе я не мог». Вернувшись на Родину, он вступил в партию. Принято считать, что слава портит человека. Женя не мог пожаловаться на недостаток внимания зрителей к себе и к образам, созданным им в кино и в театре, но именно кино принесло ему мировую известность. Картины с его участием обошли все континенты. И всюду их сопровождал неизменный успех. «Компаньеро! Амиго! Не сдавайся! Не умирай! Мы поможем тебе!» - кричали зрители - и очередь из автомата прямо в экран, в толпу врагов, окруживших Губанова. Так в кинотеатре города Сантьяго - на острове Свободы реагировали на сцену убийства Губанова в фильме «Коммунист» экспансивные, непосредственные барбудос... Город Гвадалахара в Мексике. Женя приехал туда на премьеру фильма «Чистое небо». Кто-то сообщил ему, что этот город в свое время посетил Владимир Маяковский. Здесь он выступал. И тогда вместо обычного приветствия зрителям Урбанский после окончания сеанса прочитал в зале кинотеатра отрывок из поэмы Маяковского «Владимир Ильич Ленин». Успех был необыкновенный. Мексиканцы подхватили артиста на руки и понесли к машине. Восторженно, как любимого, близкого человека, встречали Урбанского и в поездках по родной стране.
- Смотрите, это он, - раздавалось в толпе прохожих, когда Женя появлялся на улице. Замечал ли Женя такое внимание к себе? Разумеется. Приятна ли ему была такая известность? Несомненно. Но при всем при этом он продолжал оставаться самим собой - скромным, внимательным, непосредственным, общительным. А за этой известностью стоял необыкновенно тяжелый труд художника. Некоторые считают, что жизнь актера - это легкий путь от успеха к успеху. Полагают, что и труда в актерском мастерстве - самая малость. Вот как мыслил себе искусство и путь в него один юноша из Целинограда: «Здравствуйте, Евгений! - писал он Урбанскому. - Я мечтаю устроиться в какое-нибудь театральное училище. В условиях приема требуется знать этюды, а вот лично для меня даже не ясно, что такое этюд. Если Вас не затруднит, пришлите мне какую-нибудь басню, стихотворение и что-нибудь из прозы на Ваше усмотрение...» И, словно отвечая автору письма, сам Урбанский писал о принципах актерской работы в журнале «Театр»: «Никакую роль я не смогу сыграть, не ощутив ее правды. У каждого человека своя правда. Пусть даже смешная и нелепая, но своя. Свое оправдание и объяснение своих поступков, своей жизни. Вот это я называю для себя правдой человека... Не поняв и не нащупав в жизни человека этой правды, я не смогу сыграть его. Но в то же время я ищу правду через свое понимание жизни, и это свое понимание я и вношу в каждую роль. Играя роль, я хочу, чтобы каждый понимал жизнь так, как понимаю ее я сам». Все, кто работал и жил с ним рядом, с восхищением и удивлением рассказывают о титаническом труде Урбанского над каждой ролью. Он работал долго, мучился сомнениями, не давал покоя домашним, вышагивал по комнате, докапываясь до истины, до сути образа. Он менял и выверял интонации голоса, шлифовал движения, каждый раз внося новое в характер, во внешний облик героя. Поздно ночью приходило решение, а утром оно уже не удовлетворяло Женю, и все начиналось сначала. Так, чтобы правдиво сыграть роль одноногого солдата в «Балладе о солдате» Урбанский не давал отдыха привязанной ноге даже в интервалах между съемками. Та же жизненная правда, стремление к достоверности заставляли его отказываться от дублеров и в случаях, когда он рисковал жизнью. Так было и в «Коммунисте», и в «Большой руде», и в последней для него картине - «Директор». В свои 33 года Урбанский был сложившимся, опытным артистом, но пришел он в искусство сложным путем. Сначала после десятилетки Женя учился в автодорожном институте и бросил его. Три года после этого он числился студентом горного института и за неявку на экзамены был исключен. Инженерное дело так и не заполнило собой жизнь Урбанского. Себя, свое призвание он нашел в искусстве. Один из тогдашних учителей Жени, профессор горного института, вспоминает: «В нем жил всегда поиск, поиск призвания. И мы все были рады, когда Женя Урбанский нашел наконец свое место в жизни - стал артистом». Но стремление играть, жить на сцене, доносить до людей слово и образ, зримо раскрывать радость жизни перед людьми жило в Урбанском с детских лет. Женя страстно любил Маяковского. Еще десятилетним мальчишкой он по первой же просьбе с упоением читал «Облако в штанах». Читал плохо, неумело, многого не понимая, как вспоминал потом сам, но громко, во весь голос, чувствуя в любимом поэте «горлана-главаря». И в этом чтении уже было стремление к искусству, еще не осознанное, но уже неодолимое. Спустя много лет, будучи известным артистом, Евгений Урбанский создает телеспектакль о Маяковском «Поэт и время». Он хотел сыграть поэта в театре и то, что было сделано им на телевидении, считал только частичным осуществлением своей мечты. Он стремился к сложным свершениям. Урбанский постоянно работал в театре имени К. С. Станиславского. Актер участвовал более чем в 2 500 спектаклях и сыграл 12 ролей. И как жаль, что спектакли, в которых играл Урбанский, не снимались на пленку, и теперь, после его смерти, советские зрители не смогут увидеть его на сцене, Урбанского - актера драматического! Не увидим мы его и с гитарой. Это было одно из самых любимых увлечений Жени. Куда бы ни бросала его судьба, он никогда не расставался с гитарой. Музыка, песня, на ходу сложенная частушка - все это было его, свойственное его жизнерадостному характеру. В семье артиста бережно хранятся его гитары. Одна, поновее, с рисунком во всю деку художника Льва Збарского, и другая, отмеченная временем, буквально испещренная шуточными эпиграммами, афоризмами, шаржами. Была еще и третья, крохотная. Друзья положили ее в гроб с артистом. Он остается в нашей памяти - могучий, веселый, с ослепительно открытой улыбкой человек - по тем фильмам, которые стали любимыми для всех нас. Сам он смущался своей внешности, своего высокого роста, широких плеч, сильного тела. Ему иногда казалось, что не актерское мастерство, а только его внешность служит приманкой для кинорежиссеров. Он завидовал Ролану Быкову, Иннокентию Смоктуновскому - в них он видел блистательный талант, огромное мастерство. Урбанскому не часто удавалось избавиться от этого неприятного чувства. И только в мастерской московского скульптора - своего друга - Женя переставал стесняться и становился удивительно пластичным и гибким. Впрочем, таким он был всегда. Зря он смущался, все знали, что он большой актер, настоящий художник. Вот что говорят о нем его близкие и друзья, соратники по жизни и творчеству. Григорий Чухрай, кинорежиссер. Его солдат-инвалид в фильме «Баллада о солдате» - истинно национальный русский образ. Только Урбанский мог создать его. Юрий Нагибин, писатель. Все говорило за то, что работа Урбанского в фильме «Директор» станет огромной творческой победой актера. Он создавал образ сильного человека с певучей душой. Иннокентий Смоктуновский, артист. Он вырастал в выдающегося актера. И ни время, прошедшее с момента его гибели, ни светлая память о Жене не позволят нам слагать о нем легенды. Он остается жить, потому что его образ - это воплощение правды. Полина Филипповна, мать Урбанского. Все его герои - это одна семья, это все мои сыновья... Евгений Урбанский сыграл всего в девяти фильмах. Последний остался незаконченным. И всегда артист мечтал о картине, которая снова и снова дала бы ему возможность сыграть нашего современника. Его творческая суть - положительный герой, его амплуа - герой социальный. И всегда его герой - строитель, созидатель нового мира. Евгений Урбанский, быть может, сам того не сознавая, обладал всеми лучшими и характерными чертами человека нашего времени. И, наверное, фильм о Евгении Урбанском - его десятый фильм - это и есть рассказ о нашем современнике, нашем товарище, о человеке, который сражается, строит и побеждает.
В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.