Но для этого воспитания как раз никаких курсов не существует. Да и возможны ли они? Как подчеркивал русский педагог К. Д. Ушинский. в воспитании определяющая роль принадлежит воспитателю. В условиях производства таковыми являются наставники. Они олицетворяют и высокий уровень владения специальностью и влюбленное отношение к ней.
Но необходимо знать реальные трудности, с которыми сталкиваются эти люди. Их личный профессионализм не передается ученику автоматически. Из общего числа обследованных наставников пятая часть не может найти с учеником общий язык. 35 процентов не получают помощи от хозяйственных руководителей и целых 70 процентов жалуются на нехватку психологических и педагогических знаний.
На ЗИЛе, например, этой проблемой занимается университет наставников. Но такие примеры единичны. И здесь мы вправе (.предъявить иск; комсомольским организациям предприятий. На мой взгляд, именно они должны проявить инициативу, предложить систему психолого-педагогической подготовки наставников, ведь в наставниках больше всего заинтересована молодежь, комсомольцы.
В какой помощи больше всего нуждается наставник? Прежде всего в подробной информации о том человеческом «материале», которым является его воспитанник. Он должен иметь полные данные о физических, психологических особенностях подростка. Не имея таких данных (что бывает чаще всего), наставник вынужден работать на ощупь, искать формы воспитания интуитивно, что далеко не всегда дает нужный эффект. Практическое осуществление этой идеи я вижу в создании на предприятиях социологических и психологических служб.
– Кок представить их влияние на личность и коллектив?
– Многие потенциальные способности работника раскрываются лишь при определенных условиях труда. Это естественно: поскольку каждый человек как личность индивидуален. постольку и разнообразно воздействие на него условий труда. Я не хочу говорить об очевидных вещах: станок должен быть настроен, снабжение бесперебойно, рабочее место удобно – это само собой разумеется. Но вот пример, когда условия по общепринятым меркам хорошие, а действуют негативно.
Фрезеровщик обрабатывает детали. Перед ним груда заготовок, которая постоянно пополняется. Правда, хорошо, что нет перебоев? Но не тут-то было. Фрезеровщика постепенно начинает раздражать эта неуменьшающаяся груда, подавлять бесперспективность усилий. Все это сказывается и на производительности труда и на качестве.
На другой день изменяют порядок подвоза заготовок – теперь они поступают небольшими партиями по мере необходимости. Создался естественный ритм в работе, а ее периодическая завершаемость повысила настроение фрезеровщика. Показатели по итогам смены это подтвердили. Вот конкретный результат работы психологов. Хозяйственные руководители важного резерва не замечали, поскольку он лежал вне поля их деятельности.
Вы можете возразить, что качество работы профессионала не должно зависеть от настроения. Но человек все
же не бездушный автомат. Зачем же испытывать его терпение, если можно лучше организовать труд?
Теперь давайте снова вернемся к природным способностям человека. Да, они имеют огромное значение, но только вкупе с индивидуальным характером личности. Можно привести немало примеров, когда одаренные от природы люди так и не добились серьезных успехов, а те, кого называли вечными троечниками», впоследствии стали профессорами в своем деле. Главный фактор здесь – разная волевая настроенность. Первым многое слишком легко давалось в школе, а эта легкость имеет и отрицательные стороны: она усыпляет, успокаивает. не позволяет всегда быть в напряжении, не развивает чувства профессиональной дерзости. Трудности же. которые постоянно должен был преодолевать троечник, выработали волю, способность более концентрированно использовать то, что он знает. Однажды проводилось обследование более трех тысяч инженеров. проработавших после вузов около пяти лет. Результат получился довольно неожиданный: бывшие студенты-отличники оказались в профессиональном смысле на ступень низке своих менее одаренных коллег. В чем тут дело? Отличники «брали» памятью; другие постоянно испытывали как бы сопротивление изучаемого материала. Они привыкли к тому, что без труда им ничего не дастся. Я далек от того, чтобы призывать всех учиться на тройки. А этот пример привел в качестве иллюстрации – когда человеку7 много дано от природы, это иногда предрасполагает к лености мысли, застою. В школе, в вузе многое может пройти незамеченным. На производстве – никогда.
– Все же. вероятно, существует связь между количеством накопленных знаний и личным профессионализмом?
– Профессионализм не определяется образовательным уровнем подготовки, но находится в прямой зависимости от него. Это не значит, что иметь обширные знания не обязательно. Современное производство наглядно демонстрирует: неучу здесь делать нечего. Но я хочу подчеркнуть другое: сложность не в том. чтобы получить знания, а в том, чтобы научиться творчески прилагать их к делу. Причем совершенствование «технологии» творческого применения знаний – процесс бесконечный. Не станет профессионалом тот, кто сказал себе: ну, все, я достиг потолка, и дальше идти некуда... В какой-то мере в самом понятии «профессионализм» заложен некий парадокс: с одной стороны, и в двадцать пять лет можно считаться признанным профессионалом, с другой – к этому званию надо продвигаться всю жизнь. Остановка равносильна отступлению, поэтому настоящий профессионал находится в вечном движении...
– А всегда ли нужна высокая квалификация, личный профессионализм, если конвейерная система, пооперационное разделение труда порой сводят работу к довольно однообразным и несложным приемам?
– Противоречие кажущееся. Надо учитывать общую закономерность развития производства – сокращение сроков его научно-технического обновления. Всего лишь двадцать лет назад нормативный срок обновления оборудования на наших предприятиях составлял семнадцать лет. Сейчас он сократился до десяти, а в ведущих отраслях – до пяти лет. Поэтому современному рабочему приходится постоянно сталкиваться с новой техникой. новыми технологическими процессами. От того, насколько он усвоил предыдущее оборудование, зависит его переход к более совершенному.
Кроме того, общеизвестно, что развитие производства характеризуется неуклонным наращиванием интеллектуальных и снижением физических усилий в общей структуре труда работника. Практически это сказывается в необходимости постоянно обновлять профессиональные знания и, что так же важно, требует прилагать эти знания в самые короткие сроки. Не случайно профессиональные качества рабочего сегодня характеризуются его способностью быстро ориентироваться в новых производственных условиях. Если раньше в профессиональной подготовке ведущую роль имели устойчивые стереотипы – проще говоря, навыки, привычка. – то нынче требуется нечто иное: способность к динамичной смене навыков, замена конкретных знаний новыми, прогрессивными.
...Быть профессионалом – это порой очень мучительно. Чем глубже человек овладевает профессией, тем больше ему свойственно чувство самокритичности, чувство обостренного самолюбия, сомнения: идет ли он в ногу со временем? Но, несмотря на это, ничто не дает такой радости, как органичное сочетание потребностей и возможностей человека, как самовыражение личности в профессии, чувство удовлетворения от своего признания в коллективе.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.