Предлагает Таллин
За окнами Таллиннского Дома моделей – сентябрьский город. Сегодня, в первые дни осени, он синевато-перламутровый, паутинка солнечных лучей висит на толще черной тучи. И под набегами ветров с Балтики все поворачивается без устали на флюгере Ратуши Старый Томас, словно не желая упустить ни одной подробности жизни своего города, по узким улочкам и широким площадям которого льется и льется людской поток...
– Хотите знать, что модно этой осенью в Таллине? – переспрашивает меня Эль-Мая Рандкюла, одна из пятнадцати художников Дома моделей. – Тогда прежде всего в город, а не на просмотр новинок сезона. Только на городской улице можно увидеть моду, признанную массами, принятую жизнью. Художники справедливо считают улицы города лучшим «испытательным полигоном» идей: ведь мода не монолог о красоте, а постоянный диалог с будущим потребителем.
– О чем же рассказывают улицы Таллина? Они разноликие, элегантные, многоцветные даже в пасмурный день. Не посчитайте легковесным эти слова: «элегантная улица» по сути своей отражает стиль нашей жизни, темп времени. Справедливо назвал Карел Чапек моду «фрагментом действительности, лежащим на пересечении многих дорог».
Пожалуй, первое, что схватывает глаз в Таллине, – это разнообразие костюмов его жителей. Мелькают десятки фасонов спортивных плащей, расцвечивающих улицу в непогоду: спортивность стиля, характерная для одежды наших дней, подчеркивается декоративной строчкой, отлетными кокетками, широкими поясами, разнообразием отделки трикотажных и кожаных воротников.
Чувствуется, что брючный ансамбль, который вот уже несколько сезонов пропагандируют художники, прочно «прописан» в гардеробе женщин всех возрастов. Да и выглядят эти костюмы по-разному – в сочетании с длинными, до колен вязаными жилетами и яркими блузками, или с туникой из мягкой набивной шерсти, или с пиджаком, полупальто (это обрело новую жизнь вчерашнее мини-пальто, все швы которого подчеркнуты контрастной строчкой). К осеннему сезону этого года художники Эстонии предложили три модных силуэта. Они не вступают в спор с единым направлением моды-71: все тот же прямой силуэт, слегка Намечающий линии фигуры; приталенный и раскошенный книзу силуэт, рекомендованный художниками молодежи, талия подчеркивается широким поясом, который в Эстонии часто инкрустируется кожей и металлом в традициях творчества народных мастеров с островов Саарема и Хиума. Ну, а третий силуэт – это совсем новое предложение: приталенный, с широкой расклешенной юбкой, в новой модной длине (пятнадцать сантиметров за колено), он напоминает о влиянии моды тридцатых годов и в то же время о «сосуществовании» в нашем костюме стилей спортивности и романтизма. Эта новинка тоже адресована молодым, стройным. Приживется ли она в моде? Не каждое нововведение встречается в Таллине аплодисментами лишь за то, что это – новое. Например, макси-юбки. По остроумному выражению одной из таллинских журналисток, они «недолго помогали дворникам поддерживать чистоту на улицах».
Однако новые силуэты осенних пальто, костюмов, ансамблей не только предложены художниками таллинцам, но и обсуждены вместе с ними, с жителями Тарту, Кохтла-Ярве и других городов республики: пропаганда новой моды поставлена в Эстонии с завидным мастерством и любовью к делу.
Показы предложений начинаются за полгода до наступления сезона, к которому их готовит промышленность. Начинаются в переполненном, как правило, спортивном зале
«Калев», где на каждом сеансе – более 2 тысяч зрителей, а продолжаются в рабочих поселках, в селах и колхозах республики: почти каждую неделю здесь проходят ярмарки-продажи новинок сезона и показы новых идей мастеров моды на будущее.
В Таллине говорят: модно то, что вы посчитаете для себя наиболее удобным. Главная примета осени – это «прикрытые юбкой колени» (пять или пятнадцать сантиметров за колено –по вашему усмотрению!). Другими словами, умелая пропаганда новых веяний воздает сторицей создателям модного гардероба: ушли в прошлое споры о длине юбок – «миди» завоевывает свою аудиторию.
Осень только вступает в свои права, но в многочисленных ателье столицы Эстонии, где, по данным статистического управления республики, одевается больше половины жителей Таллина, из десяти заказов – восемь на пальто и костюмы новых линий и новых пропорций.
Новые линии – это та мягкая женственность ансамбля, о которой заговорили еще год назад. У молодежи особой популярностью пользуется слегка приталенный силуэт пальто, с раскошенной книзу юбкой и широким поясом, подчеркивающим талию. Женщинам постарше художники рекомендуют сохранить верность универсальному прямому и трапециевидному силуэту.
Все больше становятся популярными пальто с накидками и пелеринами; их шьют из клетчатых тканей, с маленькими воротниками-стойками и узким рукавом. Пелерина – это и красиво и удобно в условиях прибалтийской осени. Но, кроме настоящей пелерины, художники предлагают и ее имитацию: на облегающем силуэте лиф словно бы рассекается закругленными линиями швов, и, как «зеркальное отражение», эти линии повторяются на бедрах и на талии.
По мысли художников, пелерина – это возрождение романтической мелодии в нашем предельно упрощенном и лаконичном костюме.
Осеннее пальто украшается длинным рядом пуговиц однобортной или двубортной застежки. Впрочем, у молодежи пользуется признанием и мягко запахнутое пальто из однотонной шерстяной ткани, без пуговиц, стянутое длинным мягким кушаком, украшенное большим уютным воротником, который носят приподнятым.
Сегодня мода стремится сделать женщину стройнее, зрительно выше. На это «работают» все детали ансамбля, его отделка, его аксессуары. В Эстонии, где очень распространена ручная вязка (журнал Таллинского Дома моделей «Силуэт» посвящает целые страницы «вязальной теме»), по-прежнему популярны маленькие вязаные шапочки, плотно облегающие маленькую прическу; сумки – удлиненные прямоугольники – носят на длинном ремне, через плечо. Даже чулки – плотные, преимущественно темных тонов, подчеркивают курс моды на зрительное удлинение силуэта. Развивая ту же мысль, на осень рекомендуются высокие сапоги, модные уже несколько сезонов.
Кстати, высокий сапожок – неотъемлемая часть нового ансамбля, который предлагают на эту осень художники Эстонии: речь идет о брюках под названием «гаучо» (они созданы по мотивам мексиканского народного костюма); по длине и фасону эти брюки соответствуют длине и силуэту юбок «миди».
Представление художника о красоте и эстетике костюма всегда строится не на домыслах чьей-то фантазии, а на совершенно «земных» фактах: климат, история края, где он живет и творит, культура, мастерство народных промыслов. Поэтому, предлагая как эксперимент, без которого невозможен труд художника, ансамбль с брюками «гаучо», мастера эстонской моды разрабатывают его из популярной в республике клетчатой ткани.
На улицах города часто встречаешь многочисленные варианты «классического» спортивного костюма – с коротким жакетом и прикрывающей колени раскошенной книзу юбкой. Юбка часто украшается декоративной планкой с длинным рядом пуговиц. Жакет – пристрочным широким поясом, накладными карманами, декоративной строчкой. Идея этого костюма принадлежит одной из старейших художниц Таллинского Дома моделей – Изон Дагмар. А на основе этой идеи вошли в жизнь разнообразные варианты: полным рекомендуется длинный жакет (его длина составляет семь восьмых всего ансамбля); юбка молодой студентки украшается вертикальной декоративной планкой с разрезом.
И все же, пожалуй, основная черта таллинского мастерства моделирования – это дух постоянного поиска.
Дух творчества и непрекращающегося поиска новых форм и конструкций ощутим еще в одной очень важной теме таллинцев: о людях десятков профессий заботятся здесь художники, создавая для них удобные комплекты рабочей одежды. Разнообразить рабочую одежду сегодня все легче: на прилавках магазина появляется больше красивых и прочных тканей. Импрегнированные и прорезиненные ткани, защищающие от ветра и дождя рыбаков, гладкая искусственная кожа, искусственный мех, водонепроницаемый нейлон – из него шьют теплые куртки для тех, кто трудится на холоде, прочный хлопок – для садоводов и работников легкой промышленности. В Таллинском Доме моделей заботятся об эстетике костюма электрика, шофера, официантки, продавщицы мороженого и медицинского работника, стараются внести разнообразие в костюм стюардессы и сотрудника научной лаборатории. В этом труде – забота о человеке, его удобстве, создании приятной атмосферы и хорошего настроения на работе. Мы уделяем немало внимания одежде для театра и для дома. Почему же надо делать исключение для рабочей одежды?
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.