В одной из комнат Внуковского аэровокзала, на двери которой висела табличка «Посторонним вход воспрещен», на меня посмотрели с недоумением.
— Где занимаются будущие стюардессы? Разумеется, в аудитории. Как ее найти? Пройдите на поле...
Аэродромная жизнь шла обычно. По трапу одного из «ИЛов» спускались девушки. Но... в руках ни сумок, ни саквояжей. Только тетради и авторучки. Да это же наверняка они, будущие стюардессы из учебно-тренировочного отряда. Очевидно, «ИЛ» и есть та аудитория, в которой они занимались.
Перемена между занятиями пять минут. Беру интервью у преподавателя Владимира Алексеевича Кузнецова.
— Какие дисциплины изучают слушательницы курсов?
— За полтора месяца, — отвечает Кузнецов, — девушки приобретают навыки по организации питания, медицинскому обслуживанию пассажиров, изучают материальную часть самолета, географию воздушных сообщений и правила воздушных перевозок, аварийно-спасательные средства. Но надо сказать, что «выучиться» на хозяйку пассажирского салона самолета за полтора месяца довольно сложно. Разрабатывается новый учебный план, рассчитанный на три месяца. Больше времени будет отведено практическим занятиям по кулинарии, медицинской подготовке, обслуживанию пассажиров.
И, конечно, стюардессе потребуются не только предусмотренные программой знания. Уметь приготовить завтрак не самое трудное. Бывает, от стюардессы зависит жизнь нескольких десятков пассажиров, и спасти их может только ее умение мгновенно оценить обстановку, проявить мужество, самообладание.
...Через несколько дней девушки получат дипломы бортпроводниц, и, кто знает, может, с теми, кого вы видите сейчас на снимках, полетите в Хабаровск или Владивосток, в Магадан или Симферополь.
Улетали мы из Мурманска рано-рано утром. А дело было в январе, и уж поди разбери, когда оно начинается, это утро, в зимнем Заполярье.
В общем, случилось то, что должно было случиться. Элементарно, без всяких драматических эффектов, мы проспали. Рейсовый автобус на аэродром ушел без нас. Впопыхах надеваем полушубки и унты, выскакиваем на улицу. Темень непроглядная. Метель метет — хоть за стенку держись!
Но мы, должно быть, родились в рубашке. Что-что, а зеленый огонек такси углядели.
— Куда? — равнодушно бросил шофер. — На аэродром?! Да вы что! В такую пургу? Не повезу!
Как мы его уговорили и как добрались мы до аэродрома — это особый рассказ. Скажу только: «Волгу», спасительницу нашу, четыре раза заносило снегом по самые стекла. И мы откапывали ее саперной лопаткой (запаслив заполярный водитель), ведром и домкратом. Четыре раза выносили ее на руках на твердую дорогу. Одним словом, доехали. На часы не надо было смотреть — гнал нас вперед лишь один спортивный азарт: пробиться!
Вошли мы в маленький вокзал и видим: никто никуда не улетел, сидят все пассажиры и уже слегка нервничают. Тут подходит к нам диспетчер и тихо, чтоб другие не слышали, спрашивает:
— Вы дорогой машину со стюардессами не обгоняли?
— Нет, — отвечаем.
И уже совсем таинственно:
— И ничего такого подозрительного не видели?
— Нет, — говорим, — ничего такого не видели.
Через минуту по радио объявляют: «Рейс номер... откладывается по техническим причинам до четырнадцати ноль-ноль...» Но улетели мы все-таки раньше. И только в самолете мы узнали конец этой истории. И не от стюардесс, а от самого командира экипажа. И все было обычным, был простой рейс, каких за год приходится и летчикам и стюардессам совершать сотни. Заработали турбины, и Валя вышла в салон к пассажирам. Традиционная улыбка, традиционная вежливость, традиционные слова:
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.