О теннисе большом и маленьком

Алексей Патрикеев| опубликовано в номере №921, октябрь 1965
  • В закладки
  • Вставить в блог

Но вот уже дважды за последнее время Т. Лейус проигрывает А. Метревели. Дело в том, что А. Метревели стал точнее в обводке. Тем самым он приковывает Т. Лейуса к задней линии. Мощи ударов Т. Лейуса не хватало ни на то, чтобы «переколотить» соперника сзади, ни на то, чтобы подготовить более или менее обоснованный выход к сетке. А у эксчемпиона страны А. Потанина, напротив, ошеломляющий удар с задней линии, но он не умеет играть у сетки.

Да, тяжела роль догоняющего. Ведь тот, кого догоняешь, тоже не стоит на месте. Пока мы учились играть у сетки, мировой теннис шагнул вперед.

Типичный представитель атакующей школы - австралийка М. Смит. Это - вообще уникальное явление в теннисе. Как Пеле в футболе. Смотришь на игру Смит - и сначала никак не понимаешь: за счет чего она выигрывает? Вроде бы ничего особенного, все предельно просто. Но это простота, доведенная до совершенства.

Как-то неловко об обаятельной женщине говорить, что у нее мужская игра. Но точнее определения не подберешь. У Смит подача, которой позавидует иной мужчина. После подачи мы видим австралийку уже у сетки. Как она туда попала, остается незамеченным. Смит легко и непринужденно передвигается по корту. У сетки же она полновластная хозяйка положения. Сильный плоский удар - и диспут с соперницей окончен. Всякого рода выкрутасы типа вращений мяча, подрезок - это не для Смит. Ей это просто не нужно. Лучшей теннисистке мира хватает для побед ее идеально отточенной простоты, позволяющей вести игру в темпе, который не выдерживают соперницы.

Ну, а если Смит вынуждена остаться на задней линии? Тогда она пускает в ход опять-таки плоский сильный удар, после которого мяч быстро летит низко над сетной и едва отскакивает. Все тот же выигрыш в темпе.

Добавьте к этому, что для Смит не существует слабых соперников или «ненужных» очков. Игра с полной отдачей сил. В течение всего матча. С любым соперником. И безукоризненное поведение на корте. Никаких нервических вывихов. Полное спокойствие, сосредоточенность, внимание.

Все это дает основание считать М. Смит эталоном теннисиста. Лучший пример для подражания найти трудно. Означает ли это, что все должны играть так, как М. Смит? Видимо, нет. Ей по душе прямолинейная простота. Это, как говорится, - ее личное дело, свойство ее теннисного дарования. Другим может нравиться более изощренная игра. Пожалуйста, пользуйся подрезками, крути мяч, как хочешь. Словом, играй -как угодно, лишь бы хорошо.

Итак, в мировом теннисе наступила эра универсалов.

Эти игроки одинаково хорошо играют по всей площадке, уверенно, почти автоматически владеют всем арсеналом технических приемов. В их игре нет слабых мест - в этом их сила. У женщин это, кроме М. Смит, бразилийка М. Э. Буэно; у мужчин - австралиец Г. Эмерсон, американец Ч. Мак-Кинлей.

Техника - главное оружие спортсмена. И «звезды» зарубежного тенниса постоянно совершенствуют ее. Нельзя, конечно, сказать, что наши теннисисты не работают над техникой. Но им не хватает вкуса к этой работе, если можно так сказать, той «усидчивости», которая есть у их зарубежных коллег.

Дело, разумеется, не в одной технике. Говорить о ней в первую очередь заставляет непреложный закон: главное оружие должно быть всегда достаточно острым. Конечно, даже самая совершенная техника не гарантирует теннисисту победы. Он должен быть еще хорошо подготовлен физически, тактически, психологически. Можно долго говорить о недостатках наших игроков в каждом из этих видов подготовки. Но не будем забираться в методические дебри. Это - дело тренеров.

Чтобы стать сильным, нужно встречаться с сильными соперниками. Мы ратуем за увеличение встреч советских теннисистов с сильными зарубежными спортсменами. Но давайте прежде всего наведем порядок в собственном доме.

Даже на внутрисоюзной арене лучшие теннисисты встречаются между собой не так уж часто. А ведь известно, что мастерство куется во встречах с равными по силе соперниками. Это поняли, например, хоккеисты. Они перестроили свой календарь так, чтобы сильнейшие команды могли чаще встречаться друг с другом. У нас существуют традиционные формы соревнований - первенства городов, областей, республик и т. д. А почему бы, скажем, не устраивать турниры сильнейших?

Нам нужны десятки таких игроков, как Лейус, Метревели, Дмитриева. Нужны тренеры, которые вырастили бы из них теннисистов энстра-класса. Для этого наставнику мало самому быть в прошлом игроком. Нужно иметь образование. Однако институты физкультуры до смешного мало выпускают специалистов по теннису. Нам нужна огромная армия тренеров-общественников. Нужна для развития массовости тенниса. Иначе откуда взяться новым талантам? Но об этом разговор особый.

Теннис - игра интеллектуальная, приучающая самостоятельно мыслить. Это - одно из его главных достоинств. И, право же, смешно думать, что дорога на корт открыта только людям с высшим образованием. А вот поди ж ты! Поинтересуйтесь, кто арендует теннисные площадки, например, в Лужниках. В основном научно-исследовательские институты. Скажете, традиция. Да не традиция, а пережиток, от которого поскорее нужно избавиться. И добиваться этого должны спортивные работники. А некоторые из них, к несчастью, считают теннис уделом лишь одних академиков.

Таким людям хочется посоветовать побывать в молодом городе строителей большой химии - Северодонецке. Там теннис стал спортом № 1. Этой игрой увлекаются все от мала до велика. Спорт, считавшийся некогда привилегией лордов и баронов, стал спортом плотников, маляров, штукатуров. В Северодонецке можно наблюдать, как мальчишки, нарисовав мелом на асфальте корт, перебрасывают через натянутую веревку мяч деревянными ракетками. Кстати, в городе три бетонных корта. Бетонных, а не грунтовых. На них может играть любой. Пусть человек впервые в жизни возьмет в руки ракетку и ударит по мячу. Может быть, на следующий день он придет уже не на бетонный корт, а на грунтовой и не в ботинках, а в тапочках.

Всего в Северодонецке свыше двадцати теннисных площадок, в том числе отличный корт, на котором проводятся и всесоюзные соревнования. Когда рассказываешь о теннисе в этом городе, в ответ нередко Слышишь:

- Еще бы им теннис не развивать. Такие корты!

А ведь сначала в Северодонецке появился теннис, а корты потом. Большому энтузиасту этого вида спорта инженеру-строителю В. Куприянову сначала долго пришлось доказывать, что теннис - полезный, общедоступный вид спорта, что ему все возрасты покорны.

Первые площадки строили из отходов. Потом дошла очередь и до грунтовых площадок. А спустя некоторое время Куприянов стал подумывать и о строительстве крытых кортов, на которых можно было бы играть и зимой. Поинтересовался типовым проектом - дорого. И тогда вместе с инженером В. Медером Куприянов сам составил проект. Здесь не место вдаваться в его тонкости. Скажем только, что сооружение кортов по этому проекту обошлось в несколько раз дешевле, чем по типовому. Экономили на чем только можно. В дело шло все: бракованные материалы, отходы производства. Для корта нужна щебенка. А дробить ее - и впрямь дорогое удовольствие. Вместо щебенки в Северодонецне использовали так называемый коксик - отход химического производства. Мало того, что он ничего не стоил, строителям еще и платили за то, что они его вывозят. Я погрешил бы против истины, сказав, что крытые корты ничего не стоили. Затраты, конечно, были. Зато энтузиазм свой молодежь расходовала не скупясь.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены