О строгости

Г Рекун| опубликовано в номере №379, март 1943
  • В закладки
  • Вставить в блог

Храбрость и мужестве наших молодых бойцов признают даже враги. Отличная у мае молодёжь, отважная, страстно преданная своей советской родине. О героизме, проявленном нашими юношами в сражениях, я мог бы рассказать многое: столько пришлось видеть мне за время войны и за долгие годы пограничной службы. Но я не собираюсь заниматься комплиментами, да наша молодёжь и не нуждается в них. Мне хочется сейчас поговорить о том, чего недостаёт нашему молодому пополнению, о свойствах, которые необходимы на войне и которые должно воспитать в нашей молодёжи.

Каждый из наших молодых бойцов знает, за что воюет и какие качества должны быть у советского бойца. В ответственные минуты он часто проявляет чудеса храбрости и беспрекословно слушается командира. Но есть вопросы, которые иные почему-то считают второстепенными, «несущественными». И в этих «пустяковых» будто бы случаях молодой боец подчас проявляет небрежность, снисходительность к себе и товарищам.

Тогда всплывет на свет одно дурное, характерное словечко: «ладно». «Ладно» значит: «сойдёт», «не важно», «что вы придираетесь к пустякам?» Очень неладное слово.

Рядовой пример. Бойцу выдают мазь для смазки обуви. Но обувь остаётся несмазанной: боец устал, он считает это неважным. Жёсткая обувь натирает нога и превращает в пытку долгий переход. Понижается боеспособность бойца. Из-за чего это произошло? Из-за расхлябанности, из-за этого самого «ладно», из-за невоенного, небрежного отношения к распоряжению командира.

На этом хочется остановиться особо. Некоторые наши молодые бойцы, вообще-то прекрасно сознающие, что «приказ командира - закон», не считают преступлением «лёгкое» отклонение от несущественного, по их мнению, распоряжения. Они думают, что когда дело дойдёт до серьёзных вещей, они, мол, проявят чудо дисциплинированности, а пока что... «ладно». Я не утверждаю, что это - общее явление, но мне приходилось сталкиваться с этим.

Нужно сочетать высокую сознательность, идейную убеждённость с абсолютной дисциплинированностью. У советского воина подчинение воле командира только тренирует я укрепляет его собственную волю.

К укреплению воли и должно быть направлено воспитание нашей молодёжи. Как бы «и был тяжёл приказ, какого напряжения ни требовало бы его выполнение, какие трудности ни приходилось бы при этом преодолевать, боец, всевобучник, школьник должны уметь его выполнить. Этого должны требовать от себя они сами. К этому, со всей строгостью v. требовательностью, должны приучать их командир, комсорг, военный руководитель.

Дух нашей молодёжи высок, но воля её не всегда достаточно тренирована.

Молодой человек должен понять, что война - не школьная тетрадка, в которой ошибка может быть безболезненно исправлена: здесь за каждую оплошность он отвечает кровью и жизнью.

Воспитывать молодёжь в обстановке, максимально приближённой к военной, приучать её к физическим трудностям, к ночным, утомительным переходам в любую погоду, к холоду, к лишениям, к преодолению неожиданных препятствий, - вот к чему следует стремиться в частях резерва и о тылу. Рука об руку с таким физическим воспитанием идёт моральная закалка. Молодой человек приучается к постоянному чувству ответственности. к самоконтролю, к тому, что война требует непрерывной мобилизации внутренних сил и воли.

Никаких послаблений, никакой снисходительности, никакой «жалости»! Жалость на войне часто граничит с жестокостью. Иной «жалостливый» командир разрешает уставшим людям лечь спать, когда им надо окапываться. Приходит враг и давит спящих гусеницами своих танков.

Железную строгость к себе и к другим надо воспитывать в молодом командире. Ни минуты отдыха до тех пор, пока не сделано всё необходимое! Рой мёрзлую землю, как бы ты ни устал: этим ты обеспечишь безопасность себе и товарищам! Поднимай бойцов среди морозной ночи, как бы ни был сладок и заслужен их сон, иначе они могут обморозиться! Не бойся, что кое-кто, по близорукости, сочтёт тебя жестоким. Позднее он поймёт, что ты был прав.

Расхлябанности и мягкотелости не место в ваших рядах. Разумную же и справедливую строгость мы должны воспитывать в молодом командире.

Говоря о мягкотелости, хочется коснуться ещё одного вопроса. Воспитанию ненависти уделено v нас как будто бы достаточно внимания. И всё-таки не все наши молодые люди проникнуты этим сознанием до конца. Их ненависть к врагу недостаточно стойка и, если можно так выразиться, -недостаточно бдительна.

Мне не раз приходилось наблюдать такие картины. В бою молодой воин проявляет беспощадную, яростную ненависть к врагу. Но стоит немцу сдаться в плен и сложить оружие, как врага начинают считать чуть ли не своим, хлопают по плечу, не слишком внимательно следят за ним. И бывают случаи, когда такой «свой» фриц, воспользовавшись доверием, убегает.

Добр русский человек, добр и доверчив. Помню, как на Сталинградском фронте, под хутором Мепомеловским, фашистские молодцы отчаянно обороняли одну высоту. Мы всё-таки захватили её и взяли немцев в плен, несмотря на бешеное сопротивление. И вот молодчики, бросавшие в нас гранаты с расстояния двух - трёх метров, стали бормотать «Гитлер капут» и вообще делать вид, что смирились. Кое-кто из наших юных бойцов, по - видимому, поверит, что гитлеровцы, полчаса тому назад безжалостно убивавшие наших товарищей, больше не представляют никакой опасности. Надзор был ослаблен, и один из пленных бежал.

Надо добиться того, чтобы в сознание нашего молодого бойца врезалась мысль: гитлеровец остаётся врагом и тогда, когда он обезоружен, враг коварен и хитёр, он может обмануть.

Пламенная и стойкая ненависть на войне - великое дело.

Чёткое и моментальное исполнение приказа, полное подчинение воле командира в сочетании с сообразительностью, смекалкой и уменьем, физическая и моральная закалка, чёткость и самоконтроль должны стать отличительными качествами каждого нашего молодого бойца.

Эти качества втройне необходимы сейчас, когда стремительность, общая слаженность и неутомимость решают нашу победу.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Будни войны

Военные рассказы В. Кожевникова