О равенстве в наши дни

Л Колесников| опубликовано в номере №53, май 1926
  • В закладки
  • Вставить в блог

Конечно, политическая свобода, провозвещенная буржуазией, оказалась также иллюзией: Жандармы Французской республики быстро выучились расправляться с каждым рабочим, посягающим на» священное право собственности». Частная собственность, отрицая экономическое равенство, тем самым преграждает дорогу равенству политическому. В данном случае «равенство» оказалось мечтой.

Глухие отголоски мечтаний о равенстве есть в христианском учении. Евангелие говорит о том, что нужно делиться последним: «если у тебя две рубашки, отдай из них одну». Чем не равенство? Конечно, в том же евангелии можно найти тысячи мест, говорящих совершенно обратное. Нои дележка - равенство невысокой марки. Разница в потреблении зависит от разницы положения в производстве. Потребительская точка зрения, требующая только дележки, расписывается в своем неумении перестроить производственные отношения. А что дает дележка, если в производстве останется хозяин и раб? Через некоторое время понадобится новая дележка, при чем сомнительно, чтобы хотя один из хозяев пошел на нее добровольно.

Кроме того, сама по себе дележка часто бессмысленна. Машину пришлось бы поделить на тысячу поршней, винтиков, рычагов и т. д., совершенно бесполезных в отдельности друг от друга.

Проскальзывающие в евангелии призывы к потребительскому равенству также являются бесплодной мечтой.

Не о том же ли говорили коммунисты?

Коммунисты хотят достичь равенства путем создания нового способа производства, основанного не на частной собственности, а на началах коммунизма. Все средства производства, фабрики, заводы, земля, все, что может служить источником жизненных благ, должно принадлежать всему обществу. Исчезновение частной собственности разрушит классовые перегородки. Есть все основания предполагать, что с исчезновением конкуренции и всяких накладных расходов в виде войн, забастовок, роскошества кучки избранных и т. д., богатства человечества возрастут во много раз. Лозунг: «от каждого по его способностям и каждому по его потребностям» будет тогда вполне осуществимым. Общественное владение средствами производства устранит всякую возможность наживы и возвышения над другими по линии богатства:

«Ростовщик будет жадничать втуне, Не набьет он своих сундуков - В трудовой пролетарской коммуне нет богатых и нет бедняков». Равенство при коммунистическом способе производства не мечта, а неизбежная действительность.

Нельзя ли поторопиться?

А СЕЙЧАС?

Пока мы не пришли в обетованную страну коммунизма - возможно ли равенство?

Конечно, сплошным вздором является утверждение, что нашим идеалом является уравнение всех людей в их личных качествах и способностях. Мы гордимся каждым выдающимся революционером. Советская власть всячески помогает талантливым людям, проявляющим свои дарования в разных областях. Помощь оказывается самоучкам - изобретателям, помощь оказывается старым ученым. Коммунисты чутко прислушиваются к каждому таланту.

Но мы добиваемся другого. Мы добиваемся того, чтобы представители прежде угнетенной части общества - рабочие и крестьяне - могли на равных условиях догонять и обогнать таланты, выдвинутые буржуазией и буржуазной интеллигенцией. В прежние времена рабочий или крестьянин мог только случайно пробиться к знанию и состязаться тут с выходцами из угнетательских классов. Такие мощные таланты, как Ломоносов, выходившие из гущи народной, являлись редкими вспышками в беспросветной тьме. Политика Советской власти привела к тому, что мы имеем сейчас тысячи талантов, поднявшихся из низин трудящихся масс. Рабфаки, все льготы, стипендии и т. д., оказываемые рабочим и крестьянам, - мощный рычаг, который позволяет нам обогатить, расширить колонну наших талантов, а не обкаркать ее. При коммунизме, конечно, будет больше талантов, нежели сейчас, а не меньше.

Но нельзя ли сейчас осуществить политическое и экономическое равенство?

Приведем две выдержки из речей тов. Ленина. В мае 1919 г. т. Ленин говорил:

«Мы говорим: мы ставим себе целью равенство, Как уничтожение классов. Тогда нужно уничтожить и классовую разницу между рабочими и крестьянами. Ясно одно, что пока остается классовая разница между рабочим и крестьянином, мы не можем говорить о равенстве, не остерегаясь того, чтобы не попасть, как вода, на мельницу буржуазии».

Всякому известно, что крестьянство является массой мелких собственников. Без руководства со стороны пролетариата, без подчинения пролетарскому влиянию - крестьянство никогда не смогло бы разбить само сковывавшие его помещичьи путы. Без этого руководства в крестьянстве возможны были бы различные колебания. Но можно ли руководить, находясь во всем на равной ноге? У пролетариата должны быть, известные политические преимущества, иначе он утратит свою руководящую роль.

Если не может быть политического равенства между рабочими и крестьянами, то что говорить о нэпмане, бывшем полицейском и т. д.? Их и па версту нельзя подпускать к Совету. Мне недавно пришлось беседовать с известным писателем Г., который пишет советские на 100% произведения. «А знаете ли, - говорил Г., - к десятилетию Октябрьской революции обязательно будет амнистия всем бывшим полицейским. Вражда всех утомила». Это обычная обывательская точка зрения. Не из вражды только мы подрезаем крылья нэпманам и полицейским: мы заботимся о твердости диктатуры пролетариата, которая одна обеспечивает правильное продвижение к коммунизму и, стало быть, и к прочному равенству. Во что бы превратился Совет, если бы выборщиками стали нэпманы и бывшие полицейские?

Но равенство экономическое?

Вот другие слова тов. Ленина. Споре с т. Троцким во время дискуссии о профессиональных союзах, т. Ленин приводите слова Троцкого:

«В области потребления, т.е. условий личного существования трудящихся, необходимо вести линию уравнительности. В области производства - принцип ударности еще надолго останется для нас решающим».

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены