...Интересно, о чем думал долгими зимними вечерами прославленный «русский европеец», глядя в окно на заснеженные вершины Альп? Быть может, о бескрайней русской равнине, на которой время из века в век ходит по кругу. О тайнах русского характера, о «загадочной русской душе», которую он, подобно Достоевскому, пытался постичь, помятуя мужицкую присказку: «Из нас, как из дерева, хоть икону, хоть дубину...»
Он зорко присматривался к окружающей действительности и давал ей в своем творчестве глубокую оценку. В этом плане особо значительны его «Письма из Франции и Италии» (всего 14), первая весточка из эмиграции, напечатанные в 1855 году в журнале «Современник». Они дают замечательный обзор и анализ настроений четвертого сословия, не утратившие своей актуальности по сей день. Там, за границей, Герцен страстно защищал русский народ от нападок буржуазных социологов и публицистов. Взять хотя бы его работу «Русский народ и социализм», написанную в ответ на полную расхожих предубеждений статью Мишле.
А рядом – тонкая, оригинальная проза, а еще «Былое и думы», где среди череды частично автобиографических воспоминаний нас встречает серия блистательных художественных картин эпохи как в России, так и в зарубежье, проникновенные психологическе характеристики людей и событий, яркие наблюдения и волнующие откровения пережитого.
В январе 1870 года Александр Иванович отправился по семейным делам в Париж. Там он через несколько дней и скончался от воспаления легких и был похоронен на известном парижском кладбище русских эмигрантов Пер-Лашез, но позднее прах его, согласно завещанию, перезахоронили в Ницце, в могиле супруги Натальи Захарьиной. В этой же могиле погребены трое малолетних детей, родившихся в гражданском браке Герцена с Натальей Тучковой. Черный скульптурный памятник писателю резко выделяется на фоне соседних белых надгробий. Как выделялся при жизни в иностранной литературной среде и он сам.
Любопытно, что это единственный памятник, сориентированный, как положено, не по оси «Восток-Запад», а перпендикулярно к другим могилам, словно бы, лицом к России. Чуть дальше – могилы великого французского республиканца Леона Гамбетты и автора легендарного «Призрака в Опере» писателя Гастона Леру.
В сборнике эссе Герцена «С того берега» есть замечательные слова: «Когда бы люди захотели вместо того, чтобы спасать мир, спасать себя, вместо того, чтоб освобождать человечество, себя освобождать, – как много бы они сделали для спасения мира и освобождения человечества».
Во 2-м номере читайте о величайшем русском враче Сергее Петровиче Боткине, об удивительной судьбе государственного и военного деятеля Михаила Семеновича Воронцова, о жизни и творчестве писателя Ильи Григорьевича Эренбурга, окончание детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.