Третий эскиз уточнял и развивал находки второго, но главное было в углублении идеи победного наступления коммунистов. И как только художник наклонил пол, посадил белогвардейцев так, что зритель смотрит на них сверху вниз, из глубины картины двинулись, наступая, коммунисты.
Какими увидел художник героев? Кто в его понимании герой? Картина Иогансона наполнена пафосом борьбы, романтикой героизма, строй чувств ее возвышен и прекрасен. Но больше всего художник боялся ходульности и бился над картиной, стремясь раскрыть глубины жизненной правды, увидеть героическое, прекрасное в тех суровых будничных одеждах, в каких оно так часто выступало в жизни. И художник искал не отвлеченного, идеального героя, а пытался раскрыть эту глубину внутренней силы, духовную красоту, значительность в конкретности индивидуального, передавая через него типичные черты коммуниста, большевика гражданской войны. В мужественном, волевом лице рабочего, в женственной скромности, человечности и естественной простоте коммунистки рождались черты нового идеала. Сила героев Иогансона — в их человечности, душевной цельности. Во всей позе женщины, в жесте ее рук чувствуется, как вся она внутренне сжалась, боясь обнаружить перед врагами свои страдания. Но она выдержит. В поединке с теми, у кого сейчас власть, коммунисты побеждают великой силой своей убежденности и своей внутренней свободы.
И напротив, образы белогвардейцев как бы воплощают бессилие силы. Художник показал их человечески мертвыми. Их поступки, поведение — это оборона, это ожесточенное отступление. Вглядываясь в эти фигуры — жандармского полковника, штабного офицера и казачьего есаула, — охарактеризованные художником беспощадно и ярко, невольно соотносишь их с образами белогвардейцев в романах М. Булгакова и узнаешь садизм, которым оборачивалась «интеллигентность» белой гвардии, когда ее вырывали из сытого, благополучного равнодушия.
Отточенность каждой детали, приобретшей значение символа, еще более углубляет и обогащает жизненную правду произведения. Можно утверждать, что художник сумел поднять образы своей картины до символов, характеризующих эпоху, не утратив при этом силы конкретности реализма, а, напротив, насытив ее глубиной исторической конкретности, органически присущей искусству социалистического реализма.
Все полотно написано увлеченно, темпераментно, с порывистой силой, сохранившей ощущение энергии художника, свежесть импровизации.
В своей работе над картиной Б. В. Иогансон постоянно обращался к натуре.
Этому несколько причин. И не только твердое убеждение Иогансона, что для реалиста главное — работа с натуры. Это убеждение, несомненно, шло еще от школы К. С. Коровина — любимого учителя Б. В. Иогансона. В классе К. С. Коровина в Московском училище живописи, зодчества и ваяния главное место уделялось непосредственной работе художника на натуре, умению художника как можно точнее уловить неповторимость данного момента, данного места, данного лица. Б. В. Иогансону присуща способность, когда он увлечен чем-то, сосредоточить огромную духовную и творческую энергию, в результате чего как бы внезапно происходит чудо, и из-под руки рождается то, чего так долго и тщательно добивался художник, над чем так долго и мучительно билась его творческая мысль, хотя со стороны казалось, что он занимался другими темами, просто рисовал, писал, просто жил.
Но это — поверхностное суждение. Именно в это время и идет напряженная, постоянная, подспудная творческая работа, иногда годами, чтобы затем, когда созреет замысел, обрастет жизненными впечатлениями, настанет момент вот этого «вдохновения» и начнется стремительная, полная упоения, наслаждения, работа-отдача, работа-созидание.
То, что создал Борис Владимирович в своей картине, было новым словом, было утверждением новых идей, нового художественного метода. И его полотно вошло живой традицией в советское искусство. Нередко, встречаясь с произведениями, которые созданы уже в наши дни, ощущаешь, как плодотворна была для их авторов встреча с творчеством Б. В. Иогансона (вспомните хотя бы скульптурную группу Ф. Фивейского «Сильнее смерти», полотна Г. Коржева или братьев Ткачевых, посвященные гражданской войне).
Есть образы, созданные художниками, писателями, которые, будучи взяты художником из самых недр народной жизни, отражая самые глубокие и важные ее процессы, потом, возвращаясь в народное сознание, обретают счастливую и долгую жизнь, становясь, в свою очередь, символом эпохи и как бы важнейшей ее частью. И теперь, оглядываясь на 30-е годы, воспринимаешь полотно Иогансона не только как рассказ о героизме коммунистов эпохи гражданской войны, но прежде всего и как выражение твердой убежденности, идейной цельности самих коммунистов.
И в ряд выстраиваются произведения, отразившие духовный подъем, героический энтузиазм, светлый оптимизм народа, совершившего революцию, преобразующего общественную, экономическую жизнь страны, — «Рабочий и колхозница» Мухиной, «Оборона Петрограда» Дейнеки, «Допрос коммунистов» Иогансона.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
На вопросы корреспондента «Смены» Виталия Засеева отвечает народный артист СССР, лауреат Ленинской премии Михаил Александрович Ульянов