Вот слова, которые человеку, начинающему изучать вьетнамский, стоит запомнить в первую очередь. Этим любой разговор начинался и этим заканчивался. С секретарем ЦК Союза трудящейся молодежи Хо Ши Мина и с шахтером. Со студентами и журналистами. С партийными работниками и официанткой в ресторане.
Страна на стройке. На великой стройке.
Нгуен Тиен Фонг, секретарь ЦК СТМ Хо Ши Мина, предваряя наше предстоящее знакомство с ДРВ, рассказывал о положении в республике. У нас уже, правда, были некоторые представления о жизни страны, где совсем недавно гремела ужасающая война, та война, которую следующий после Джонсона президент США Ричард Никсон назвал «долгой и болезненной главой в нашей истории». Двое суток ехали мы по «дороге № 1», ведущей из Ханоя на юг, направляясь за семнадцатую параллель, в освобожденные районы Южного Вьетнама, двое суток добирались обратно, и потому не могли не догадываться о том, как трудно живет сейчас народ Демократической Республики Вьетнам, не могли не видеть, с каким потрясающим мужеством преодолевает он разрушения, оставшиеся после воздушной агрессии, развязанной военно-промышленным комплексом США.
Мы немало видели, но нам еще только предстояло познать, как необозримо трудны проблемы, стоящие перед героическим народом Вьетнама.
- Вы увидите, вы сами увидите, - говорил секретарь ЦК СТМ Хо Ши Мина, - насколько серьезная, трудная сейчас в стране ситуация. В следующем году ДРВ будет отмечать свое тридцатилетие. Три десятка лет - это немало. Но мирным строительством нам позволили заниматься недолго. Совсем недолго. Нам навязали войны. Сначала французские колонизаторы, затем империалистические круги США. Только в 1961 году, залечив раны войны, мы начали осуществлять первый пятилетний план, но не успели закончить пятилетку в мирных условиях - уже 5 августа 1964 года американцы начали бомбардировки ДРВ. За восемь лет воздушной агрессии разрушено было многое, очень многое.
Сейчас мы начали заново.
У нас есть успехи. Общий объем промышленности и сельского хозяйства уже превзошел довоенный уровень. Повысилась урожайность риса. Но риса мало. Риса не хватает. У нас большой прирост населения. Каждый год рождается более 600 тысяч детей. Прирост в три с половиной процента очень высок: никогда ни в одной стране во время войны такого не бывало. Наши женщины - героини.
С чего мы должны начать! Ответ не так-то прост. Почти все заводы разрушены, нужно срочно восстанавливать или строить заново несколько заводов, чтобы удовлетворить первоочередные потребности - прежде всего механические заводы, заводы строительных материалов, по производству сельскохозяйственных удобрений.
Но все-таки самая, самая главная задача - немедленное восстановление коммуникаций, иначе-Иначе страна не станет единым хозяйственным организмом. Сейчас многие мосты уже восстановлены, нормально работают паромные переправы, используются железнодорожные и речные пути, но вот морские пока опасны - осталось много мин, американцы до сих пор не выполнили свое обещание разминировать подступы к морским портам.
Здесь я хотел бы прервать рассказ Нгуен Тиен Фонга, хотел бы снова вернуться к той импровизированной экскурсии, которой стали для нас дороги Вьетнама. И к югу от реки Бенхай, от семнадцатой параллели, и к северу. Дороги, каждая из которых имеет свой номер. Первая, пятая, девятая. Многострадальные, израненные, взорванные, но выжившие, не сдавшиеся, не покоренные мужественные дороги Вьетнама.
Нам рассказали, что американская авиация совершила более ста тысяч налетов на Демократическую Республику Вьетнам, причем более чем две трети бомбовых ударов были нацелены на дороги - железные и шоссейные.
Я не видел воочию - только в воображении - вокзал, который нам показали. Не видел и других вокзалов. От них остались лишь руины, груды исковерканного, полусожженного металла и камней. Но уже через неделю после прекращения военных действий по рельсам снова шли поезда.
На пути в освобожденные районы Южного Вьетнама мы заночевали в провинциальном центре Хатинь. В этой провинции только на дороге «номер 1», ведущей из Ханоя на юг, было сто два моста. Подавляющее большинство вражеская авиация разрушила. Сейчас они восстановлены.
Дороги бомоили днем и ночью.
Дороги защищали, восстанавливали, ремонтировали днем и ночью.
Дороги жили, дороги трудились, дороги воевали.
- Столь же важная задача, как восстановление коммуникаций, - энергообеспеченность страны, - продолжал наш собеседник. - А тут еще не было дождей, и гидроэлектроэнергии не хватает.
У нас разработана двухлетняя программа реконструкции, восстановления народного хозяйства. Выполнив ее, мы в 1976 году приступим к осуществлению пятилетнего плана.
Нам нелегко, наше молодое поколение родилось, чтобы бороться. На Союз трудящейся молодежи Хо Ши Мина возложена большая ответственность, и два миллиона восемьсот тысяч членов Союза справятся со своей миссией.
Мы верим в свое будущее. В будущее наших детей.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.