Со школьной скамьи помним мы ставшую крылатой фразу тургеневского Евгения Базарова: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». В самом деле, она, природа, является источником всех наших богатств, была и остается великой мастерской, в которой протекает историческое творчество народа.
В разное время по-разному трактовали мы фразу тургеневского героя. Так, одно время акцент делался на том, что человек-де не должен относиться к природе как к храму, а призван вовсю использовать ее для своего блага. Ведь она — хранилище сырья и ресурсов: черного и белого угля, руд, строительных материалов, драгоценностей, ветров и рек, которые можно обуздать. Короче говоря, бездонная бочка — хватит и нам, и детям нашим, и внукам. Потому и черпали на протяжении веков из этой зеленой «бочки» без опаски, что когда-нибудь обнажится дно. Такой подход не что иное, как чисто потребительское отношение к природе.
Затем стал моден призыв, смысл которого сводился к тому, что природу надо переделывать во что бы то ни стало. И природа вскоре отреагировала на него по-своему: мелели реки, стал изменяться климат, исчезали рыбы и животные. Это была другая крайность.
Серьезные изменения в природе произошли и тогда, когда во весь голос заявила о себе научно-техническая революция. Под ее бурным воздействием нарушился ход существовавших до сих пор на Земле экологических процессов. Окружающая нас среда — воздух, вода и почва — настолько изменилась, что это стало серьезно угрожать фауне и флоре, без которых, понятно, было бы невозможно существование человека. Естественно, не много найдется людей, кто не любил бы провести свой отдых на берегу реки или в лесу, то есть на лоне «дикой» природы. Но как бы мы ни любили, как бы ни стремились сохранить ее в первозданном виде, все же исходить-то нам надо из реального, а именно из того, что мы не можем ни затормозить технический прогресс в угоду природе, ни стать на путь ее разбазаривания под предлогом содействия техническому прогрессу. Сама жизнь подсказала единственно разумную основу взаимоотношений с природой — наращивая технический прогресс, бережно, с любовью охранять природу.
Короче говоря, сегодня мы понимаем фразу Базарова так: человек действительно работник в мастерской природы, но он должен прежде всего оберегать свою столь щедро одаренную мастерскую, чтобы в ней ему всегда работалось хорошо и плодотворно.
У нас в стране ведется огромная работа по охране природы. Есть законы, являющиеся своеобразным краеугольным камнем в этом деле. Еще на заре существования Республики Советов Владимир Ильич Ленин скрепил своей подписью первые декреты об охране природы, об организации заповедников. Закономерным шагом, неотъемлемым звеном в цепи планомерных акций нашего государства, направленных на сохранение природных богатств, стало и принятое в этом году постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об усилении охраны природы и улучшении использования природных ресурсов».
Говоря о постановлении, хочу сделать небольшое лирическое отступление. Этот важнейший государственный акт не только ставит заслон перед теми, кто слепо расточает природные богатства нашей Родины, но и напоминает о том, что природа — это еще и нежная, ни с чем не сравнимая красота. От гимнов древнего человека и до строк, написанных а наши дни, вся мировая поэзия, литература, искусство пронизаны дыханием этой красоты. И она стала частью нас самих, частью нашей души, неотторжимым элементом воспитания чувств, формирования сознания подрастающего поколения. Вот почему вся сила «овеществления» названного документа заключается не только в точном соблюдении его буквы, но, пожалуй, еще в большей степени — его духа.
Вот тут-то и приходится говорить о вещах не очень приятных. Ведь в некоторых местах не следуют ни духу, ни букве законов об охране природы.
Республика наша, по существу, безлесная. Привычный, годами сложившийся образ Молдавии — зелень виноградников, золото кукурузных полей, разноцветье садов. А Код-ры — древние леса, в которых еще бесстрашные гайдуки находили надежный приют и защиту, да небольшие массивы лесопосадок составляют всего лишь семь процентов от всей земельной площади республики.
В прошлом веке от топоров предпринимателей гибли вековые дубравы. Земля, на которой они росли, распахивалась под сады и виноградники. И лишь в советское время в республике начались интенсивные работы по лесовозобновлению. Ведь лес, как известно, — это и урожай, и климат, и в конечном счете вода. Однако и сейчас еще находятся хозяйственные руководители, которые в погоне за звонкими цифрами сводят лесополосы, вырубают дубовые рощи, уникальные древонасаждения. Фактов подобного отношения к природе немало. В Сахарне срублено 600 заповедных дубов под смехотворным предлогом: появился вредитель — омела; в Гыржавке начисто вырублена старая липовая роща; в Немценах пали 16 гектаров заповедного высокоствольного тополя.
Словом, совершенно очевидно, что уже давно приспела пора решительных действий в защиту природы, причем таких действий, в которых самое широкое участие принимала бы общественность. Опыт в этой области мало-помалу накапливается и в Молдавии. В начале года в республиканской молодежной газете была опубликована статья действительного члена Академии наук Молдавии М. Ф. Ярошенко. Приведу из его статьи три наиболее важные, на мой взгляд, выдержки. Первая горькая, но, по-видимому, справедливая:
«Природа в некоторых местностях оскудела настолько, что даже мальчишка, вооруженный рогаткой, может причинить ей чувствительные потери». Вторая: «Незнание, по-моему, главный корень зла. Значит, основным противоядием грозящей беде должно стать целенаправленное и широкое просвещение, планомерное обучение новой дисциплине — защите природы. И начинать его следует с самого юного возраста, когда память растущего человека еще не притупилась, а прирожденная доброта, необходимая подлинному другу живого, не подверглась прискорбной эрозии, вызываемой еще, к сожалению, примерами человеческой жестокости и уроками равнодушия, получаемыми ребенком и подростком на улице или дома». И третья: «Многие мои коллеги-биологи, как и я, убеждены, что вузы Кишинева уже теперь могли бы ввести в учебные программы хорошо продуманный курс защиты природы... Что касается средних школ, то в них было бы достаточным, по-видимому, введения нескольких специальных часов в курс биологии. Но тоже обязательных».
Как видим, в этих идущих от сердца словах академика содержится призыв воспитывать заботу об охране природы именно в молодежи, причем начиная со школьного возраста. Это тем более важно, что человек, который с младых ногтей научится понимать и любить природу, вырастет чутким к добру и красоте, будет благороднее, чище. Он не совершит дурного поступка, ибо он, по словам замечательного нашего писателя и защитника природы Леонида Леонова, прошел «душевный университет»...
У нас, как и в других республиках и краях, есть школьные лесничества. Опытными лесниками стали школьники-комсомольцы, которые учатся в Оргеевской школе-интернате. Им выданы удостоверения и форма. Ребята носят форму не зря: их лес — он находится рядом со школой — ухожен, чист, тщательно оберегается и от вредителей-насекомых и от браконьеров-порубщиков. Лес, как и полагается, разделен, на обходы, каждый из которых закреплен за кем-то из старшеклассников. Ясно, что существование этого лесничества полезно не только лесу, а прежде всего самим ребятам. Они знают, в какой мере зависит от каждого из них судьба окружающей их природы.
Подобные Оргеевскому, школьные лесничества открываются в этом году еще в трех районах — в Каларашском, Котовском, Фалештском.
Вполне, мне кажется, заслуживают рассказа о себе и молдавские юннаты.
Кишиневская станция юных натуралистов, например, имеет целый подшефный лес — Гырбовецкий. Опытные педагоги, имеющие высшее биологическое образование, посвящают ребят в тайны окружающего и пока загадочного для них мира, прививают им чувства действенной любви к родной природе. Каждую весну юннаты выходят в лес с птичьими домиками — деревянными и из бутылочных тыкв. Собирают в лесу семена лекарственных трав и высаживают их там, где это удобно сборщикам. Зимой подкармливают птиц и зве-
рей. Расчищают и обкладывают камнями родники, оберегают нерестящуюся рыбу, следят за чистотой сточных вод. И все это делают не мимоходом, а серьезно, планомерно, с ясным сознанием того, что они хозяева этой земли, что они защитники и покровители более слабых созданий природы — тех, что чирикают, плещутся, зеленеют... Молдавские школьники пытаются бороться с оврагами — обсаживают их вишней и боярышником. А в районах новых застроек Кишинева благодаря комсомольцам школ пустыри, всегда навевающие печаль, теперь зацвели всеми цветами радуги и превратились в источник радости.
Возвращаясь к мыслям академика М. Ф. Ярошенко, вот на что хочу обратить внимание. Уже давно ясно, что природа щедра, но ресурсы ее не бесконечны. Сейчас то, ж чему мы, увы, привыкли — сломать мимоходом ветку с дерева и тут же ее выбросить, разжечь в лесу костер, настрелять, скажем, без меры уток или зайцев, — сейчас все эти поступки граничат — думаю, что это правильное определение, — с преступлением против природы. Мы все, взрослые и дети, должны стать осмотрительнее в каждом нашем шаге по земле...
Ежедневно общаясь с природой, мы должны осознать свою ответственность за ее щедрый, но не бесконечный мир. Причем, заметьте, всем нам, людям, не связанным с делом охраны природы по долгу службы, для начала не обязательно наличие специальных знаний, — достаточно просто любить и оберегать все то, что вокруг нас. Как, например, уберегли от верной гибели рыбу тираспольские комсомольцы с завода литейных машин имени С. М. Кирова и ГПТУ имени Ю. Гагарина. Они приметили, что тысячи рыбок подо льдом задыхаются без воздуха. Медлить было нельзя, и за один день они после работы прорубили 250 лунок, смонтировали на берегу Днестра компрессорные установки для подачи воздуха. Рыба была спасена, и летом река щедро одарила рыбаков в благодарность за доброе дело комсомольцев.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.