В мире истощаются запасы розовой краски и становится все больше черной.
Пастор Уанге стоит на амвоне, вздымает очи к небу и, неожиданно для самого себя, гневно и с надрывом восклицает:
- Пар, ток и двигатели внутреннего сгорания вышли в поход против господа! Верующие, человечество гибнет от машин!
И затем, немного тише:
- В цехах у машин, верующие, родился и растет атеизм...
На машинах сосредоточивается постепенно злоба и ненависть тех, кто на протяжении веков считался носителем культуры и цивилизации. Почему на машинах? Чем они провинились, как сумели стать враждебными человечеству?
Кайо, бывший французский премьер, теоретик капиталистической экономики, недавно изрек:
- Человечество, как Прометей, приковано к скале. Наука - вот враг, против которого должны выступать люди. Наука и машины привели к нынешнему трагическому положению вещей.
Капитализм объявляет священную войну машине, той самой машине, которую он же и породил. Капитализм был в свои молодые годы полнокровен и силен, предприимчив и прогрессивен, - но прошло много десятилетий, и перед нами - старая, дегенеративная, клыкастая харя, от которой за тысячи километров несет разложением.
Машину возненавидели самые «цивилизованные» люди современной Европы и Америки; непревзойденные инженеры и «экономические генералы» выносят обвинительный акт капиталистической технике, пытаясь скомпрометировать ее в глазах миллионов трудящихся людей. Но кого может обмануть их внешность? На самом деле эти люди в крахмальных воротничках и с огромной эрудицией являются предвестниками надвигающейся на мир волны капиталистического варварства, которая является следствием вырождения культуры буржуазии. Эту волну может остановить только пролетариат.
Вот что пишет американский журнал «Новости машиностроения»:
«Нужно ли на время отменить машины, потому что у нас так много безработных? Это теперь жгучий вопрос для многих городских инженеров и муниципальных властей. Многие из них уже дали ответ в пользу ручного труда. Достаточно отметить несколько случайно взятых примеров. Город Миннеаполис намерен использовать в своей зимней программе строительства только работников с киркой и лопатой вместо машин. Бостон прекращает использование машин, применявшихся для очистки улиц после снегопада. Город Нью-Арк начал недавно ручную выемку земли на работах по превращению заброшенного канала Морриса в подземную дорогу. Акрон и Сакраменто ввели в действие план кирки и лопаты. Этот список можно значительно продолжить».
К «Новостям машиностроения» присоединяется журнал светонского городского управления «Хозяйство» (штат Огайо):
«Допотопные методы работы - это смешное выражение, но, можно сказать, не стесняясь и без капли смущения, что они представляются все-таки на этом отрезке времени единственным выходом из положения. Надо занять хотя бы тяжелой и нечистой работой многие руки отчаявшихся людей. К чему нам убыстрять ход и темп дела, когда в интересах временно (?) потерявших занятие людей можно его замедлить? Давайте пожертвуем мертвым механизмом для живого человека».
Такие вещи происходят в «самом передовом и богатом (по выражению президента Гувера) государстве мира» - САСШ.
Картину дополняют многочисленные тракторы, брошенные на дороге в южных штатах, которые ржавеют и разрушаются: ими невыгодно пользоваться, они слишком удешевляют работу, и капиталистам выгоднее старые каторжные способы обработки земли.
Провинциальные типографии выбрасывают из типографий усовершенствованные великолепные линотипы - они слишком хорошо и быстро работают. Наборная касса начинает отвоевывать свое старое почетное положение. Многие станки идут вообще на слом. «Картина возвращения наборной кассы, - сообщает «Балтимор Сэн» - ввергает многих хозяев типографий в тихое умиление и слезы, как воспоминание о добром старом прошлом».
Сотни ораторов, публицистов, пасторов, инженеров, проповедников все чаще и систематичной выступают с призывами покидать города. Они рисуют картины тихой жизни на деревенских просторах, где все первобытно, примитивно и нетронуто «гибельной рукой техники», где пища и одежда добываются грубой рукой человека и где красота не убита машинами. «Подальше от культуры! - вопят они. - Прочь от электричества! Долой экспрессы! Не надо аэропланов! Мы боимся этих чудовищ, созданных нашими руками! «Острота кризиса дошла до того, что для выхода из положения кое-где ставят вопрос о переходе от передовой техники к ручному труду. «Вдумайтесь в значение этих фактов. «Мы с вами закупаем новые станки, мы строим заводы, которые будут производить новые станки с ускоренной работой, а в Америке приходят к тому, чтобы перевести людей на более медленные станки, лишь бы занять большее количество рук, вывести из строя подъемные краны и другие трансфертные механизмы... Там хотят выбросить машинисток, и начать писать все письма от руки, а мы строим заводы пишущих машин, хотим поставить производство наборных машин.
«Мы движемся вперед, к новой технике, а там ищут выхода в техническом регрессе». (Л.Каганович. Доклад на IX съезде ВЛКСМ).
Капиталисты разрушают машины - Советский союз обязан спасти их. Перенять от капиталистической техники самое ценное и важное - значит вместе с тем спасти от гибели важнейшие достижения человеческого ума.
В 10-м номере читайте об одном из самых популярных исполнителей первой половины XX века Александре Николаевиче Вертинском, о трагической судьбе Анны Гавриловны Бестужевой-Рюминой - блестящей красавицы двора Елизаветы Петровны, о жизни и творчестве писателя Лазаря Иосифовича Гинзбурга, которого мы все знаем как Лазаря Лагина, автора «Старика Хоттабыча», новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.