Наши союзники - цвет и звук

опубликовано в номере №813, апрель 1961
  • В закладки
  • Вставить в блог

Первое слово предоставляется Юрию Новикову

Не так давно мне довелось побывать на Таганрогском комбайновом заводе. Признаюсь, этот гигант сельскохозяйственного машиностроения внешне произвел на меня не очень благоприятное впечатление. Территория его была не благоустроена, в помещениях неуютно, серо.

И вдруг... Я зашел в один из цехов и, пораженный, остановился. Обычный корпус с паутиной металлических переплетов вверху, железобетонными колоннами, рядами станков. Но чьи-то заботливые руки придали ему нарядность. Стекла оконных проемов и световых фонарей сверкали небесной голубизной. На полу - ни соринки. Между станками у колонн - цветы. Масса цветов - пышных, с высокой, сочной зеленью.

Обилие зелени и света вызывало ощущение уюта. Да и по виду работающих здесь людей нельзя было сказать, что они имеют дело с металлом, маслом, эмульсией. В чем же дело?

Оказывается, на одном из комсомольских собраний цеха зашел разговор о чистоте.

- Надоело терпеть грязь, - говорили ребята. - Почему мы сидим и ждем, пока кто-то придет и за нас все уберет?

За дело взялись дружно, а когда навели порядок, появилось желание украсить цех цветами. Так постепенно молодежь превратила цех в светлое, чистое и, представьте себе, даже уютное помещение.

Да, состояние заводской территории, окраска цехов, оборудования, даже оформление витрин и стендов - не мелочи, как склонны думать многие хозяйственники. Необходимо создавать такую обстановку вокруг человека, которая эстетически воспитывала бы его, помогала в работе. Казалось бы, азбучная истина. Но, к сожалению, порой об азбуке-то мы и забываем.

Вопросы промышленной эстетики решаются крайне узко, односторонне - только в рамках санитарии, гигиены и техники безопасности А ведь вне всякого сомнения, недалеко то время, когда эстетика властно войдет в заводские и фабричные корпуса и утвердится там, независимо от того, что производит предприятие - трубы или ювелирные изделия.

Но тут необходимо сказать о другом. Для всего этого нужна организация, которая разрабатывала бы проблемы производственной эстетики широко, по-научному, давала бы рекомендации заводам и фабрикам, снабжала их проектами, в которых учитывалась бы специфика производств.

Есть у нас такая организация? К сожалению, нет. Правда, кое-что в этом направлении делается в стенах института «Оргстанкинпром». Здесь небольшая группа из четырех человек занимается вопросами культуры машиностроительных предприятий. В частности, создан полный проект цветового оформления цехов и оборудования.

Дело в том, что цвет - мощнейшее тонизирующее средство. Исследования специалистов говорят о том, что умелый, вдумчивый подбор цветовой гаммы и освещения в рабочем помещении может повысить производительность труда на 15-20 процентов. Значит, если правильно использовать этот огромнейший резерв, то наша страна получит в год на десятки миллионов рублей сверхплановой продукции.

Как показывают опыты, рационально используемые цвет и свет предохраняют человека от преждевременного утомления. Поэтому нужно уже сейчас избавляться от унылого, серого колорита, который стал бичом многих предприятий. Серая краска, которой покрывают станки и оборудование, пожирает львиную долю света - до 85 процентов. Она должна быть изгнана из заводских и фабричных помещений!

Какова же наилучшая цветовая гамма? Для машиностроительных предприятий она уже создана. Например, для токарного станка наиболее разумная расцветка салатовая или зеленовато-голубоватая. Подвижные части целесообразно окрашивать другой краской. Красные, желтые, зеленые линии на фермах, консолях, подвесных рельсовых путях оживляют мертвый металл, придают ему объемность, четче вырисовывают перспективу помещения и тем самым вызывают у человека ощущение простора и обилия света вокруг.

Конечно, для всего этого необходимы средства. Откуда их взять? Смело можно сказать, что дополнительных государственных ассигнований не потребуется. Многие крупные предприятия могут обойтись своими силами. Ведь на каждом предприятии систематически проводится ремонт оборудования. Например, заводы и фабрики Московского городского совнархоза тратят в год на ремонт почти пятьдесят миллионов рублей. Часть этих средств ассигнуется и на окраску станков и механизмов. Значит, вопрос состоит в том, чтобы вести эту работу не по старинке, а по научно разработанным методам цветового оформления производственных помещений.

Есть еще и потенциальный резерв - резерв будущей экономии. Чехословацкий ученый доктор Тучны, занимающийся вопросами эстетики труда, утверждает, что цветовое оформление обойдется в двадцать раз дешевле, чем потери от производственного травматизма и снижения работоспособности, наступающей к концу рабочего дня от утомления.

Но, несмотря на то, что проект цветового оформления имеют у себя три тысячи предприятий, заводы и фабрики, где он в какой-то мере осуществлен, можно по пальцам перечесть. В Москве- на «ГПЗ-1» , заводах низковольтной аппаратуры и шлифовальных станков; в Киеве - на заводе «Реле и автоматика» ; в Тбилиси - на станкостроительном. На остальных предприятиях эти волшебные проекты лежат под спудом. Долг комсомольцев извлечь их оттуда и дать им путевку в жизнь.

Эстетика промышленности - новая, только развивающаяся область знания. В ней перекрещиваются технология, архитектура, конструирование, физиология, медицина, искусство и даже музыка. Без тесного творческого содружества людей разных специальностей тут не обойтись.

А теперь попросим главного конструктора К. Леонтьева рассказать о том, что такое цвето-музыкальный климат.

- Цвет и звук могут создавать отличное, я сказал бы, творческое самочувствие. Именно творческое. Не секрет, что с каждым годом люди меньше и меньше будут работать руками и все больше станут увеличивать нагрузку на мозг.

Представьте себе автоматизированное предприятие, где каждая поточная линия по производительности равна современному мощному заводу. Здесь тысячи станков и аппаратов, а командуют ими два-три человека. Поведение каждой машины через систему индикаторных и сигнальных средств проектируется на большой панораме. Как сделать так, чтобы оператор, следя за такой массой механизмов, оставался бодрым? Устройство управления вниманием, основанное на применении цвета и звука, позволит снимать чрезмерную нагрузку на организм. Достигаться это будет одновременным воздействием на человека звуковых и световых раздражителей.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Первый космонавт - наш, советский!

Герой Советского Союза, летчик-космонавт СССР Юрий Алексеевич Гагарин