В страстных и негодующих тирадах голос «врага рабства» - русского революционера - демократа - звучит особенно сильно и выразительно.
Выпуская в свет свою книгу. Радищев хорошо сознавал, что его ожидает. «Всяк порицающий царя, - замечал он, - есть странник земли, где всё пред ним трепещет».
Екатерина II сделала всё от неё зависящее, чтобы заставить затрепетать «дерзкого сочинителя». Радищев был схвачен, отдан в руки одного из самых страшных деятелей так называемой тайной канцелярии, которая формально была уничтожена, но фактически продолжала существовать, - «кнутобойцы Шешковского. Под несомненным давлением самой императрицы, руководящей следствием, суд приговорил Радищева к смертной казни.
Со свойственным ей ханжеством и лицемерием Екатерина «смягчила» приговор, приказав сослать Радищева на десять лет в один из самых глухих углов Сибири, один путь куда длился целых пятнадцать месяцев. Одновременно она распорядилась о полном уничтожении «зловредной» книги Радищева.
Однако и пребывание в Сибири, откуда Радищев был возвращён после смерти Екатерины, не сломило его духа.
В Сибири Радищев написал ряд произведений, в том числе выдающийся философский трактат «О человеке, его смертности и бессмертии», являющийся одним из основополагающих произведений русской материалистической мысли. Заниматься литературной деятельностью Радищев продолжал и после возвращения из ссылки, написав ряд интересных стихотворных произведений.
При Александре I, который в начале своего царствования лицемерно играл в либерализм, Радищев был привлечён к работе, особой Комиссии по составлению законов. Поверив было в искренность нового царя, он выступил с рядом предложений в духе своих прежних взглядов.
Разгневанное начальство снова пригрозило ему Сибирью. Это не испугало Радищева, но крушения своих надежд он не смог перенести и принял смертельную дозу яда. «Потомство отомстит за меня», - пророчески воскликнул он, умирая.
Не видя просвета в настоящем, Радищев завещал своё литературное наследство и в первую очередь своё «Путешествие из Петербурга в Москву» будущему. «Не мечта сие, - писал он о своих революционных чаяниях и надеждах, - но взор проницает густую завесу времени, от очей наших будущее скрывающую; я зрю сквозь целое столетие».
Несмотря на цензурные и полицейские рогатки, голос Радищева был услышан и современниками и потомством.
Книга Радищева, уничтоженная правительством Екатерины, могла снова появиться в России в издании, доступном сколько - нибудь широкому читателю только 115 лет спустя, после революции 1905 года. Но «Путешествие» усиленно распространялось в списках. Книга Радищева явилась родоначальницей революционной мысли и революционного чувства: в русской литературе «вслед Радищеву восславил свободу» Пушкин. Идеи Радищева продолжали и развивали Грибоедов, Лермонтов, Герцен, Белинский, революционные демократы - шестидесятники. Народные крестьянские образы Радищева обрели замечательную художественную разработку в поэзии Некрасова.
М. И. Калинин, который очень ценил Радищева, неоднократно упоминал его имя в своих статьях и речах. В брошюре «Славный путь комсомола», написанной в связи с двадцатилетием ВЛКСМ, он приводит автора «Путешествия» в качестве примера замечательной нравственной чистоты и самоотверженности в борьбе с социальным злом своего времени.
Радищев считал себя «гражданином будущих времён». Как смелый борец, пламенный патриот, первенец русской революции, Радищев через пространство двух веков действительно протягивает свою горячую руку нашему времени, героической и самоотверженной молодежи Советского Союза.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.