Казалось, еще немного - и она сдастся, уйдет из общежития. Но каждый день к ней снова прибегали девушки со своими заботами и радостями, с просьбами и жалобами. И Вера Никифоровна оставалась. Она шла, говорила с начальником цеха, мастером или директором комбината, и не было случая, чтобы не добилась своего.
А вот с Легостаевой, как ни старалась, ничего не выходило: пыталась откровенно поговорить с ней - Лиза беззастенчиво обрывала ее; пробовала воздействовать строгим внушением - Лиза только смеялась.
«Неужели еще одна ошибка? - думала Вера Никифоровна, - сначала Нина, потом Лиза...»
Однако теперь она уже поняла: безвольную Нину надо было подчинить себе, вырвать из - под влияния плохой подруги. Может быть, тогда стоило и прикрикнуть на нее и наказать. С Лизой так нельзя: она девушка с характером. Здесь нужен другой подход.
Что ни день, Лиза доставляла воспитательнице новые хлопоты: она плохо влияла на подруг, небрежно работала в цехе.
Вера Никифоровна решила пойти в комитет комсомола посоветоваться. Оказалось, что и там уже не раз говорили о Лизе. Секретарь комсомольской организации считал, что Легостаева - человек энергичный, способный, но дисциплине подчиняться не умеет, да и не хочет. И ничто ее не интересует. И тогда Вера Никифоровна вспомнила нарисованные Лизой карты.
- Вот что, - решительно сказала воспитательница, - у меня появилась одна мысль. Что, если попробовать сделать так?
Вечером, после смены, к Лизе подошел бригадир - член цехового комитета комсомола.
- У меня к тебе просьба, - сказал он. - Нужно оформить стенгазету: заголовок нарисовать, карикатуры кое - какие сделать. Ты, говорят, мастер рисовать...
- Ну, уж мастер! - улыбнулась Лиза, однако чувствовалось, что она польщена.
- Соглашайся, Лиза, - подошли к ней девушки, - помоги нам.
И вот вышел первый номер стенгазеты, оформленный Лизой. Она постаралась. Карикатуры вызывали дружный смех, все кругом хвалили Лизу, и она, подобрев, согласилась оформить газету и в общежитии.
- Только как быть с карикатурами? - спросила она воспитательницу. - Я ведь здесь недавно, еще не все знаю. Может, вы подскажете?
- Вот тебе тема, - ответила Вера Никифоровна. - Мы должны бороться за культурный вид комнат в общежитии. Ты ведь знаешь: нет еще у многих девочек настоящего, хорошего вкуса. Нарисуй - ка ты комнату, в которой на стене висят открытки с амурами, всякие там безвкусные коврики, картинки, - одним словом, пройдись по комнатам, сама увидишь.
- Хорошо, - помедлив, согласилась Лиза.
Вера Никифоровна больше ничего не сказала Лизе. Не сказала и тогда, когда, придя к ней в ком - вату, не увидела на стене коврика с зеленоволосой девицей.
... Еще учась в школе, Вера Семенова решила стать педагогом. Подруги мечтали о театральной студии, о геологическом институте, а она сказала себе раз и навсегда: «Буду учительницей». Ее желание сбылось. Вера с отличием закончила педагогическое училище.
И вот новый промышленный район города Калинина, куда ее послали работать воспитательницей. Никогда не забыть Вере впечатлений первого дня самостоятельной жизни: светлый коттедж общежития, звонкие девичьи голоса, гулко разносившиеся в тишине коридора.
Семенова решительно вошла в одну из комнат, назвала себя, присела. Девушки осмотрели ее с ног до головы, нехотя поздоровались. Она спрашивала, откуда они, где работают, довольны ли своей жизнью; они отвечали будто через силу, насмешка явно ощущалась в каждом их слове. Уходя, Вера Никифоровна услышала брошенную вслед реплику:
- Сама еще девчонка, а туда же, воспитывать нас хочет!...
Во 2-м номере читайте о величайшем русском враче Сергее Петровиче Боткине, об удивительной судьбе государственного и военного деятеля Михаила Семеновича Воронцова, о жизни и творчестве писателя Ильи Григорьевича Эренбурга, окончание детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.