Не следует забывать и эстетическую сторону дела.
Многие из нас любят отдыхать у реки. А что значит река для ребят?
Мы говорим о чувстве единения человека с природой. Так вот, думаю, что в детстве многие из нас чаще всего постигают красоту природы через речку.
Л. Г. ГУРАЙ (Днепропетровск). По профессии я библиотекарь, книги для меня – мир, окружающий всю жизнь, все мои мысли и чувства.
Люблю книги о природе. Ее судьба и состояние здоровья – эта вечно волнующая людей проблема сейчас особенно остра. Что я могу? – так часто спрашиваю я себя. Пропагандирую литературу о защите природы, о жизни животных, о богатстве природы и об ответственности человека за сохранение этих богатств.
В. ПЕСКОВ. Природа всегда была для человека источником глубоких чувств, глубоких переживаний. Не удивительно, что эти чувства запечатлены в многочисленных произведениях литературы, искусства.
Назову имена лишь некоторых больших мастеров, для которых природа – это вдохновляющая творческая сила и мир, без которого немыслима жизнь их героев. Толстой, Шолохов, Чайковский, Шишкин. Перечислить всех невозможно... Тургенев, Левитан, Паустовский, Пришвин занимают особое место в этом ряду. Это художники, за которыми укрепилась слава певцов природы.
Я очень люблю своеобразные письма Дмитрия Зуева. Москвичи его хорошо знают, он писал необычные заметки. Это был, можно сказать, последний из могикан, крупнейший из наших фенологов.
Он прекрасно знал взаимосвязи в природе. Это был необыкновенный человек, яркий, самобытный талант. Среди лесников он был лесником. Попал в среду косарей – и там он свой человек. К пчеловодам зашел он знает больше их. И, конечно, это был такой грибник, какого нет и, наверное, не будет. У него есть несколько прекрасных книжек. Главные из них – «Времена года», «Дары леса». Книжки эти стали библиографической редкостью. Я считаю, что просто необходимо их переиздать. Их очень важно прочесть молодежи.
А. МАКЕЕВ (Москва). Василий Михайлович, я, как и многие читатели, жду появления ваших новых репортажей и очерков о природе, новых книг. Почему темы природы, взаимоотношения человека с ней стали главными в вашем творчестве?
В. ПЕСКОВ. Так уж сложилась моя журналистская судьба. Я пришел в газету без специального образования. С чего-то надо было начинать. Начинал я с фотографии, потом немного стал писать, совсем немного.
И когда редактор попросил написать что-нибудь большое, я спросил: а о чем? Он сказал: что тебя волнует, что ты лучше всего знаешь, о том и пиши.
Я с детства любил природу. Я вырос среди нее – наша деревня расположена недалеко от Воронежского заповедника.
Все это было мне очень близко, дорого, просто до боли в сердце. Поэтому первая моя заметка была посвящена природе. Называлась она «Апрель в лесу». Ну, с нее все и началось. Это стало моей бороздой. Потом борозда разрослась – не только потому, что я стал больше знать. Осталась любовь к природе, как основа, как фундамент. Появились знания. Я много читал и вообще стараюсь не упустить всего, что касается природы.
Но дело не только в этом. Дело в том, что жизнь последние двадцать лет развивалась так стремительно и таким образом, что проблема взаимоотношений человека с природой стала необычайно острой.
Поначалу в моих публикациях обращение к природе имело воспитательный аспект. Традиционный, что ли. Ведь вся наша русская и советская педагогика апеллировала к природе при воспитании добрых чувств у человека. И это уже немало.
Но в последние годы жизнь заставила говорить о взаимоотношениях человека и природы очень многих людей: и экономистов, и юристов, и даже политиков. Конечно, литераторы и журналисты мимо этой проблемы не могут пройти. Расширение моих интересов в этой области было совершенно естественным.
И еще я хотел бы обратить внимание на очень важный момент. Дело в том, что характер русского человека, и вообще человека, связан с природой.
Природа – это часть нашей Родины. Таким образом, разговор о природе перерастает в разговор о нашей Родине. Это очень большая и очень серьезная тема.
Не случайно одна из моих книжек называется «Отечество». Если вы заметили, мои герои чаще всего живут где-то на берегу реки, на лесном кордоне, в небольшой деревеньке.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.