Обсухдаем статью «Плюшкин от культуры»
XXI съезд КПСС уделил большое внимание делу воспитания у советского юношества лучших нравственных качеств людей коммунистического будущего. В наступающем семилетии, как никогда, возрастает роль советской интеллигенции. В этой связи разговор, поднятый в статье А. Гербера «Плюшкин от культуры» («Смена» № 17 за 1958 год), приобретает еще большую остроту. Сотни писем из разных мест поступают в редакцию. Читатели справедливо осуждают Ковальского, замуровавшего в кладовых собственного «я» свои знания, превратившего эти знания в мертвый, никому не приносящий пользы капитал.
«Человека, который, подобно Ковальскому, отрывается от народных масс, нельзя назвать советским интеллигентом, - пишет А. Хаджинова из Новокуйбышева. - Эгоцентризм, себялюбие - болезнь старой, буржуазной интеллигенции. Наш, советский интеллигент - человек, отдающий все силы служению народу, Родине...»
«В наше время значительно изменился состав интеллигенции, - пишет И. Сидорин из Горького. - К людям, профессионально занимающимся умственным трудом, относятся и передовые рабочие и колхозники, которые, овладев новой техникой, способствуют развитию науки».
В этом номере мы публикуем некоторые из писем, присланных в редакцию. Благодарим всех читателей, принявших горячее участие в обсуждении статьи «Плюшкин от культуры».
Люди, подобные Ковальскому, лишены внутреннего огня, творческого начала. Они заражены безразличием к окружающему. Такие люди пройдут мимо полевого цветка и красоту его оценят только после того, как увидят этот цветок на полотне художника. Рабочего парня они назовут серым и духовную красоту этого парня почувствуют лишь тогда, когда познакомятся с ним на страницах талантливой книги. Такие люди не способны разглядеть большое в малом, в незаметном с первого взгляда - великолепное, прекрасное. Тесные рамки мещанского мирка мешают им во всей полноте видеть нашу жизнь.
г. Салават, Башкирская АССР.
Я студент. Мне, готовящемуся к трудной профессии учителя, особенно непонятно интеллектуальное стяжательство Юрия Ковальского. Как же так: брать из сокровищницы знаний, с таким трудом добываемых людьми во всех областях жизни, брать - и ничего не давать взамен! Это значит обкрадывать людей. Что толку от научного багажа, обладателем которого является Ковальский, если этим багажом он не хочет поделиться с товарищами! Ковальский - заносчивый, капризный человек. Нахватавшись знаний, он счел возможным отгородиться от «темного» народа. Позволю себе рассказать о разговоре моего товарища, тоже студента, с одним рабочим совхоза, неким дядей Колей. Обращаясь к товарищу, дядя Коля сказал: «Вот вам, преподавателям, присваивают разные звания: кандидатов наук, докторов... За что? Я полагаю, за то, что дело свое отлично знаете и вперед его двигаете. Я тоже свое дело в совершенстве знаю, за двести метров по звуку, по «музыке», как говорят, определю, хорошо или плохо пила работает. Почему же мне не присваивают звания?» Рассуждения дяди Коли - пример того, как просто и смело народ расценивает оба вида труда: умственный и физический. И, может быть, недалек тот день, когда и дядя Коля будет кандидатом наук, когда днем он будет работать на пилораме, а вечерами читать лекции о передовых приемах быстрой и точной разделки древесины. В нашей жизни подобных случаев становится все больше.
пос. Ильский, Краснодарский край.
Не могу не выразить возмущения по поводу письма Магдича, который во всем оправдывает Ю. Ковальского. Хотелось бы знать: где, в каких условиях вырастают такие чистоплюи? Как можно так цинично противопоставлять понятия «тянуть» (то есть работать) и «жить»! Интересно, как чувствовал бы себя Магдич на целине? Как, например, поступил бы он, если бы загорелась в поле совхозная пшеница, а его рабочий день кончился? Что сделал бы Магдич, если бы на скошенный, но необмолоченный хлеб повалил снег? Кому нужны его знания, пусть действительно очень богатые, если он боится сделать для общего блага лишнее движение!
с. Кийма, Акмолинской обл.
Юрий Ковальский хорошо справляется с работой, умен, начитан, интересуется искусством, литературой. А вот не любит его молодежь! И не любит за то, что слишком уж много в нем эгоизма, себялюбия.
Наш советский человек не только полноправный член общества, но и хозяин страны, ее несметных богатств. Потому - то ему не безразличны успехи коллектива, как не безразличны и недостатки, которых еще немало встречается в жизни. Советский человек, для которого характерно единство личных и общественных интересов, стремится устранить эти недостатки, мешающие движению вперед. Эгоист же беспокоится лишь о своем благополучии, о своих личных интересах. Встретившись в жизни с отрицательными явлениями, он либо ноет по поводу них, либо просто проходит мимо. С его точки зрения, кто - то другой должен все устроить, привести в порядок. Сам он, подобно Ковальскому, «будет жаловаться на скуку в клубе...» Он привык, чтобы о нем заботилось государство. Такому дай легкого щелчка в лоб, он и защищаться не будет, а лишь благородно оскорбится и пойдет ходить по судам: защищай его советское правосудие!
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
К 100-летию со дня рождения А. С. Попова