Надежда Фой Хоуп

Анна Илупина| опубликовано в номере №591, январь 1952
  • В закладки
  • Вставить в блог

Это было в Пикскилле. Рядом с Полем Робсоном стоит побледневшая - не от испуга, от ненависти - молоденькая девушка. Она тоже певица и тоже негритянка. Но ни ей, ни Робсону не дают петь. Фашистские молодчики устроили такой вой и галдёж, что перекричать куклуксклановцев нет сил. Но вот девушка слышит чей-то спокойный, полный силы и достоинства голос: «Не бойся. Ничего не бойся. Их вопли - свидетельство их слабости, страха перед нами и нашим искусством, перед нашими песнями, зовущими в бой за мир... Держись, Фой! С нами друзья. И нас большинство...»

Кто говорит эти мужественные слова? Где-то звенят разбитые стёкла, визжат всклокоченные женщины, тяжёлые подошвы топчут упавших людей. А слова борьбы и силы слышны всё отчётливей, всё громче. Может быть, само сердце девушки выстукивает эти слова? Может быть, кто-то из плотного кольца добровольной охраны Робсона твердит и повторяет их? Может быть, их говорит сам Робсон?..

Да, это он говорит: «Мы будем петь. Мы не боимся!» И Фой, стремясь перекричать всех, звонко, с безудержной силой молодости, гнева, веры в победу бросает в притихшую толпу: «Слышите? Мы будем, будем петь!»

И они пели. И это было там же, в Пикскилле, спустя несколько дней. Двадцать пять тысяч слушателей пришли на концерт. Обращаясь к ним, Робсон сказал: «Вот мой ответ: мой голос будет звучать везде, где есть желающие слышать песни свободы, слова, которые могут перед лицом отчаяния и страха вселить в сердца людей мужество и надежду».

Надежда - по-английски хоуп. Услышав свою фамилию, Фой Хоуп вздрогнула и обернулась: кто звал её? Ведь на эстраду ей ещё рано... Она быстро поняла: речь не о ней. Нет, и о ней. И в её сердце друзья вселили мужество и надежду. Кто знает, что было бы с нею, если б не они - товарищи из организации «Народные артисты»...

Чего только не делала Фой Хоуп, чтобы заработать немного денег для продолжения образования! Она пела и танцевала в ночных клубах, она была чернорабочей, грузчицей, официанткой, судомойкой, прачкой. Увы, далеко не всегда ей удавалось заработать деньги, и тогда её новая учительница, которую она наконец нашла, работала с нею «за так», хотя учительница сама нуждалась не меньше Хоуп.

Нет, не выйти таким путём из мрака. Это поняла Хоуп... Надо найти какой-то новый, совсем иной, правильный путь жизни. Может быть, будет ещё трудней. Но зато это будет достойно человека, который не хочет подчиниться и быть раздавленным «американским образом жизни». Фой Хоуп этот путь нашла. Она нашла людей из прогрессивных организаций, начала выступать в концертах, на митингах, собраниях, посвященных борьбе за мир, защите прав негров, борьбе за честь и достоинство человека, за правду искусства.

Конечно, жизнь не стала обеспеченной. По-прежнему была она трудной, очень трудной. Но зато никогда до этого времени ничто не давало ей такого удовлетворения, как общение с простым народом, как борьба песней, словом, делом за идеалы народа.

Борьба становилась всё напряжённей, силы реакции всё более активизировались, таща Америку к фашизму. Но и люди доброй воли набирали всё больше сил. Лучшие артисты становились в их ряды, и Фой Хоуп была с ними. Теперь уже на всю жизнь.

Прошло несколько лет. Как благотворно сказались эти годы на Фой Хоуп! Не только её общественное сознание стало ясным, чистым и твёрдым. Необычайно окрепло и развилось её искусство. Она знает, для кого и зачем поёт. Неизмеримо расширился репертуар.

Почти в каждом концерте исполняет теперь Фой песенку нового плана «Именно сейчас». Это типичная народная негритянская мелодия. Песня зовёт не ждать свободы в «царстве небесном», а бороться за раскрепощение народа, и только сейчас. Мотив песни знаком миллионам негров. Поэтому Фой Хоуп и её товарищи используют эту мелодию для разных текстов. Сейчас, например, на тот же мотив сложена песня о мире, ставшая очень популярной.

За мир надо сражаться. Каждый день, каждый час. Сражаться бесстрашно и всем вместе, чтобы не дать разгореться пожару новой войны. Таким стал лейтмотив песен Фой Хоуп «Против войны - за мир», «Споёмте вместе» и многих, многих других... И сколько радости испытывала артистка, выступая с этими произведениями в бесплатных концертах перед рабочими, на митингах друзей мира, везде, где собирались люди, чтоб послушать прогрессивного оратора, разъясняющего смысл Стокгольмского воззвания или Обращения Всемирного Совета Мира о заключении Пакта Мира между пятью державами!

Песни борьбы за мир исполняла Фой Хоуп и в Пикскилле. Именно здесь состоялся первый концерт, когда Фой выступала вместе с Робсоном. Это было лучшей наградой девушке за её ещё недолгую, но плодотворную работу в прогрессивных организациях Америки.

Теперь всё чаще они стали выступать вместе. Три концерта, данных ими в Нью-Йорке, сделали имя молодой певицы широко известным.

Она с жадностью училась новым произведениям, посвященным борцам за мир, и вскоре песнь французских докеров, сбрасывающих в воду американское оружие, итальянская «Бандьиерра Росса», «Марш демократической молодёжи», зовущий к объединению во имя мира, стали её песнями; в них она воплотила собственные стремления и надежды.

Как горячо она стремилась, как пылко надеялась хотя бы когда-нибудь услышать русские песни в исполнении русских друзей! Какая это была радость, когда она узнала, что её хотят послать в Берлин на Всемирный фестиваль демократической молодёжи!

Там будут русские! Это счастье - туда поехать!

Организация «Народные артисты» организовала в Америке большой концерт. На нём пела Фой Хоуп. В концерте выступил и Поль Робсон. На этот раз он не пел, а только говорил. Говорил о Фой Хоуп:

- Она заслужила право поехать в Берлин. Её оружие - искусство. Мы должны послать её туда, где молодёжь всего мира увидит и наши молодые, прогрессивные силы. У Фой Хоуп нет денег на поездку, нет правительственного разрешения на выезд из США. Мы добьёмся этого разрешения. Мы соберём нужную сумму. Разве не в этом наш прямой долг?

- Да! - дружно ответил зал.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены