Если у кого - либо из членов семьи не ладится с работой, если Олег бьется над исследованием новых методов проката, то в таких случаях незамедлительно созывается «большой домашний завком». На квартиру к Николаю Александровичу приходят Олег с женой и Миша с Люсей.
Жена Хихёлова - старшего Евгения Константиновна нет, нет, да и поворчит незлобиво на этих неугомонных людей:
- Мало вам собраний да заседаний на производстве, так еще и дома только и разговоров, что о заводе.
- Значит, мало, мать, - твердо отвечает Николай Александрович, давая этим знать жене, что поскольку она не работает на заводе, то ей трудно понять, чем вызван этот своеобразный семейный совет.
На заводе - зачинателе многих интересных движений в социалистической промышленности не только командиры производства, но даже и простые рабочие ведут исследовательскую работу. Вел такую работу и Олег. Он исследовал, например, одну из причин брака на стане горячей прокатки. И, кто знает, может быть, успешное решение этой проблемы пришло не в цехе, а здесь, дома, в семье, живущей интересами завода.
Чего греха таить: несколько таких «семейных завкомов» было посвящено «персонально» Мише Букину: этот парень, пришедший на завод учеником, долгое время никак не мог выбрать себе профессию.
- Ты теперь наш, Хихёлов, а нам легкомыслие не к лицу, - строго сказал ему Николай Александрович на одном из «семейных завкомов». - Пора бы уже на чем - то определенном остановиться!
Миша остановился на прессовом цехе и в своем выборе не раскаивается. А уж если ему и достается порой, то вовсе не по производственной линии, а как футболисту.
Первыми обычно начинают досаждать Мише самые младшие Хихёловы - школьники Андрей и Игорь:
- Опять заводская команда проиграла. Ну когда же вы играть научитесь?
... Каждое утро, по давно установившейся традиции, Хихёловы собираются у дома № 51 по Кондратьевскому проспекту и всей семьей направляются к проходной завода.
В этот ранний час по Кондратьевскому идут выборжцы на Металлический завод имени Сталина, на Завод имени Свердлова, на «Станколит», на «Красный выборжец». На улице часто встречаются старые знакомые, десятилетия проработавшие бок о бок; они переговариваются, перебрасываются шутками.
- Ну, кого теперь в художники готовить? - опрашивают сосед Николая Александровича, поглядывая на Игорька, впервые пошедшего в этом году в школу, но уже принявшего солидный вид в новой ученической форме.
Николай Александрович только улыбается в ответ. Да, теперь единственная надежда на Игорька, а вот станет ли он художником - это еще как сказать. Ведь пока что его больше интересуют разговоры о прокате, чем те «творческие» споры о светотени, которые иногда возникают на досуге между Николаем Александровичем и Олегом.
- А разве мы с тобой не художники? - словно отгадав мысли Хихёлова, говорит старый рабочий, сосед по квартире. - Я так понимаю: художником, творцом можно быть в любом деле, и в нашем, рабочем...
Вот они идут на родные заводы, славные сыны рабочего класса, идут целыми семьями. Да, все они творцы новой, радостной жизни, которая началась в Октябре тысяча девятьсот семнадцатого года!
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Из записной книжки художника