Отсюда хорошо видна земля: край огромного котлована, откос насыпи высотою в несколько десятков метров.
Вот Гриднев подал правой рукой рычаг от себя. Ковш ринулся вниз, на дно котлована, экскаваторщик одновременно повторил такое же движение левой рукой, и, слегка содрогаясь, канат стал натягиваться, наполняя ковш землёй. Секунда, другая - и Гриднев подаёт рычаг на себя: ковш идёт вверх, весь гигант одновременно поворачивается вправо. Вот ковш занесён над высокой насыпью, и земля вываливается из него, окутывая бруствер облаком пыли. 65 - метровая стрела описывает в воздухе Огромный круг и снова останавливается над местом выемки грунта.
Сочетание одновременного подъёма или опускания ковша с поворотом стрелы - челночный метод работы - требует опыта и искусства от экскаваторщика. Несмотря на непродолжительную практику, им в совершенстве овладели все молодые экскаваторщики, которые уже вынули более 20 000 кубических метров земли сверх плана. Цикл занимает у Василия Гриднева 45 секунд. Это за смену более 600 ковшей.
- Шестьсот по четырнадцать! Сколько же людей заменяет эта машина?
Но не пытайтесь подсчитывать. Люди, которые управляют этим гигантом, прекрасно знают, что они заменяют около семи тысяч рабочих - землекопов.
В каждую смену на машине работает пять человек: начальник, его помощники, мастера по агрегатам. Всего шагающий экскаватор обслуживают 15 человек. Это в основном молодые инженеры.
Лучшие экскаваторщики Филипп Клепилин, Василий Гриднев, Андрей Резюков - члены созданной на экскаваторе партийной группы.
- Вы были у компрессоров во время шагания? - спрашивает нас Владислав Клюев, комсомолец - мастер. - Не были? Тогда пойдёмте... Сейчас мы будем шагать... Вот зрелище!
Эти люди не могут без волнения говорить о машине, которой они управляют. За какой - нибудь час - другой мы узнаём историю гиганта - экскаватора и ближе знакомимся и с самими людьми.
... Два года назад вместе со своим другом Василием Гридневым Анатолий Усков, только что окончивший Сталинградский механический институт, был направлен на строительство Волго - Донского канала. Они ехали в Калач, где находилось управление участка, по только что проложенному шоссе, идущему возле трассы канала.
- Вот здесь я воевал, - говорил другу Анатолий, когда проезжали небольшой мостик у Чапурников. - По ту сторону Червлёной были немцы, а здесь занимала позиции наша дивизия...
Не предполагал, не думал тогда Анатолий, что в том самом месте, где когда - то, защищая землю от врага, он отрыл свой первый окоп, ему предстоит управлять машиной - гигантом на строительстве величайшего послевоенного сооружения, соединяющего Волгу с Доном...
Едва он приехал в Калач, его командировали на Урал: там в цехах завода уже шли работы по сооружению машины, которой Анатолию предстояло управлять первым. На заводе он наблюдал за рождением отдельных деталей экскаватора; вместе с конструктором
В. И. Сатовским, удостоенным с группой инженеров за создание экскаватора Сталинской премии, Анатолий присутствовал на сборке, познавал взаимодействие механизмов в работе. Спустя несколько месяцев он приехал на Водораздельную. Вскоре сюда стали прибывать платформы с частями и механизмами экскаватора. Железнодорожных платформ было 110. Тут же, на пустынном полустанке, с помощью крана - деррика машина была смонтирована, и отсюда гигант, весивший около 1 200 тонн, сам пошагал в степь, к месту работы.
Усков обучил молодых экскаваторщиков, среди которых был и его друг Василий Гриднев, искусству управления механизмами.
Ни одной минуты не простаивает машина. Вот кончился фронт работ: экскаватору необходимо переместиться. Над степью раздаётся гудок, предупреждающий о начале шагания. Василий переходит к пульту управления компрессорами, и уже через минуту видно, как, слегка покачиваясь, экскаватор отступает от обочины котлована шаг за шагом, всё дальше и дальше...
... Всё вперёд и вперёд продвигается по степи гигант - машина, вынимая тысячи кубических метров плотной, глинистой земли. И за каждым его шагом в степи остаётся огромный канал, по которому скоро пойдут из Волги в Дон, из Дона в Волгу корабли. Уже видна вся эта чудесная трасса жизни - от Красноармейска до Калача. Возводятся плотины, бетонируются шлюзы, монтируются насосные станции...
Страна дала строителям чудесную технику. И наш народ уверен, что канал вступит в действие в намеченные правительством сроки.
Пройдёт год, и многие Из бывших солдат, проезжая на пароходе, скажут, как Анатолий Усков:
- А вот у этого шлюза... была наша оборона... в 1942 году...
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Н. Е. Жуковский