Короче говоря, крайности всегда плохи. А в одежде, как и в поведении вообще, основное - это чувство меры.
В прошлом году мне довелось быть в Кустанае. Город, к сожалению, очень грязный. Но, по-моему, нигде не носят столь широких и столь длинных брюк, как здесь. А ведь, кажется, все требует обратного: зачем собирать грязь с тротуаров и нести ее домой?
Брюки, конечно, лучше поуже, чем пошире. Это красивее. И это соответствует современной моде.
А мода отнюдь не выдумка. Она рождается временем.
Посмотрите на современную одежду - она строга, удобна, отличается изяществом линий и не терпит лишнего. Посмотрите на современную мебель - она тоже очень проста, строга и в ней нет излишеств. Бабушкины резные комоды и буфеты с множеством аляповатых украшений ушли в прошлое. Да они просто и не «смотрятся» в нынешней квартире. Некогда эти сложные сооружения из красного дерева и стекла украшали купеческий быт. Теперь они могут говорить лишь о дурных вкусах хозяев.
У лектора, который выступал в Ровеньках, само слово «мода» «вызывает отвращение». Остается пожалеть этого лектора. Пожалеть и спросить: «А почему он не одевается в звериные шкуры или не носит камзол XVII века?» Значит, он какой-то моды все-таки придерживается?
Он не отстает в своей одежде на двадцать тысяч или на двести лет, но на двадцать лет, допустим, наверняка отстает. И под невежество свое пытается подвести «теорию»: «Я вообще против моды, это нужно при капитализме для конкуренции».
Моды, как и все на свете, бывают хорошие и плохие. У каждого человека должно быть умение отличать хорошее от плохого. И только тот, кто этим умением и знанием не обладает, будет заявлять: «Я вообще в принципе против мод!». Этак можно отрицать и музыку и литературу.
Мы уже сказали: мода диктуется временем. Во времена крепостного права само слово «мода» миллионам крестьян известно не было. Они ходили в домотканых рубахах. Кучка господ одевалась иначе. Эти одежды, шитые золотом и бисером, украшенные дорогими кружевами, можно сейчас видеть в музеях.
Уровень жизни народа после Октябрьской революции возрос в неисчислимое множество раз. Ушли в далекое прошлое те непривлекательные одежды, которые носили простые люди.
Сейчас вся жизнь другая. Те блага, коими в прошлом пользовалось только «избранное общество», ныне доступны миллионам трудящихся.
Но мы отнюдь не мечтаем, чтобы все люди одевались в платье, шитое золотом или бисером.
Эпоха другая. И представление о красоте другое. Сейчас в одежде есть, например, отпечаток «спортивности». Что это, как не дух времени? Ведь спорт несколько десятилетий назад не имел такого распространения, как сейчас. И еще: появились совершенно новые материалы, которые совсем недавно были вообще неизвестны.
Говорить обо всем этом можно очень много. Важно подчеркнуть: стремление красиво одеться, хорошо, по моде, современно выглядеть - это очень похвальное стремление. И его надо приветствовать. Наша советская жизнь создает для человека такие условия, когда он может хорошеть с каждым годом и внутренне и внешне.
А на кого же карикатуры рисовать в Доме культуры, где директором товарищ Любич? Видимо, на тех людей, которые не участвуют в общем созидательном труде, нарушают правила социалистического общежития, а в одежде своей и поведении входят в противоречие с общественным вкусом, с общепринятыми нормами. Но здесь нужно добавить: если ты рисуешь карикатуры или с лекциями выступаешь, то и сам не отставай. Умей объяснить, что такое хорошо и что такое плохо.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.