«Ведь может же своих «Стенвеев» российская земля рождать» – это должны были доказать специалисты. Эталон скрипки – «Страдивари», за эталон рояля взят инструмент фирмы «Стенвей». Была тщательно изучена его механика, материалы, которые применялись в различных частях инструмента, снят и проанализирован спектр звука каждой из его струн, На основе этих данных и опыта других лучших фирм была разработана отечественная модель концертных роялей. Их пока изготовлено немного. Последний из них – «Москва» – получил высокую оценку профессиональных музыкантов: «Наконец появился свой прекрасный концертный рояль!» Таких инструментов давно не хватает. Те, что покупаются за границей, очень дороги, да их и недостаточно для нашей огромной страны.
«Хорошо бы наладить серийное производство «Москвы» – вот пожелание тех, кто Смог познакомиться с русским соперником «Стенвея».
Это трудно. Нет достаточного опыта, надо осваивать новую технологию. Тщательность и точность изготовления, сборки и подгонки всех частей механизма должны быть на самом высоком уровне.
А редкие, ценные материалы? Взять хотя бы одну деталь инструмента – клавишу! В серийном производстве ее покрывают пластмассовой пластиной. Белая, легкая, дешевая... Но то, что годится для массовой продукции, никак не подходит для инструмента концертного – королевского фортепьяно. Здесь нужна слоновая кость. Именно она, оказывается, придает клавиатуре ту «теплоту и удобство», которые столь необходимы чутким рукам музыкантов.
Молочной белизной мерцают клавиши рояля «Москва», покрытые слоновой костью... Кроме нее, нужны черное дерево, граб, бук, красное дерево... Драгоценная древесина. Но в этом деле лишь только качество рождает качество, количеством тут не возьмешь.
На выставке музыкальных инструментов, состоявшейся в 1979 году на ВДНХ, рядом с классическим концертным роялем стоял совершенно иной инструмент. На тонких ножках, с приборной доской и множеством кнопок, ящиками динамиков – современное детище научно-технических поисков лаборатории электронных инструментов Правдинского института. Его звук непривычен, для некоторых – странен, но... современен. Он один может исполнять роль многих музыкальных инструментов. Правда, ему далеко до «реализма». Но, может быть, «своеобразие» электрооргана станет самым большим его достоинством? Может быть, будущее музыки, как утверждают его приверженцы, за электроинструментами? Ведь диапазон звуковых волн, которые можно синтезировать на них, неограничен. А скептицизм многих окажется таким же недальновидным, как и у тех, кто в век клавесинов отвергал «выскочку» – фортепьяно. Время рассудит.
Во всяком случае, хочется верить, что из наших дней тоже дойдут до потомков инструменты, о которых они скажут: «Прекрасные тогда работали мастера...»
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.